Наличие бастардов у Родриго Борджиа было далеко не единственным случаем, когда у римского понтифика имелись внебрачные дети. Скажем так – трудно остаться, хм, популярным в истории на фоне таких отъявленных мерзавцев, какими были Хуан и Чезаре Борджиа, да еще вдобавок и «бедняжке» Лукреции досталась дурная слава по «коллективной ответственности». Последняя, к слову, была все-таки обычной патрицианкой – не лучше, но и не хуже других.
Поговорим о других бастардах Римских Пап, гораздо менее известных. Все же сразу после Борджиа, (и по времени, да и по значимости для итальянской истории) идут представители семейства Фарнезе - потомство Павла III, годы понтификата которого приходятся на 1534-1549.
Первое упоминание о представителе семейства Фарнезе датируется концом X века, но первым серьезно заметным в итальянской истории предком Римского Папы Павла III, был Пьетро (1350-1415), его прадед, выдвинувшийся под конец XIV века среди итальянских междоусобиц того времени – папы, антипапы, все против всех. Алессандро (1468-1549), будущий Папа Римский, был вторым из сыновей Пьера Луиджи Фарнезе – уже довольного влиятельного сеньора, из младшей линии богатого рода Фарнезе.
Будучи вторым сыном, Алессандро принял решение начать духовную карьеру, но уже в 1494 году, его старший брат Анджело скончался, не оставив сыновей и таким образом, будущий Папа Римский стал старшим в своей ветви клана. Кроме этого в доме Фарнезе была еще и старшая ветвь рода – его двоюродный брат Рануччо с сыновьями и самая младшая – сеньоры небольшого феода Латера.
Первый чин, апостольского протонотария, еще без рукоположения в сан, Фарнезе получил еще при Иннокентии VIII, но настоящий взлет его церковный карьеры пришелся на понтификат Родриго Борджиа, Александра VI (1493-1503).
Уже пожилой Родриго был буквально ослеплен любовью к красавице Джулии Фарнезе, родной сестре Алессандро, ну, и между делом, тот получил чин кардинала-дьякона, пока опять же без посвящения (собственно, сын Родриго, действующего Папы, Чезаре занимал кардинальскую должность на аналогичных условиях). Как упомянул позже (в 1535 году) в своих записках некий венецианец Сориано, Алессандро Фарнезе в ту пору римляне прозвали «Cardinal Fregnese», со ссылкой на отношения его сестры с понтификом и с прямым намеком на то, из-за чего Фарнезе получил должность.
Поначалу я попытался найти перевод этого прозвища, силясь понять, что же оно означает (явно какая-то игра слов, случайно созвучная с фамилией), но безуспешно, онлайн-переводчики «не выдавали» вариантов. Наконец, отыскал и позвольте привести для сравнения и лучшего понимания, один эпизод из романа Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы/Гардемарины». Алешка Корсак, не понимая, что говорит преподаватель-англичанин на лекциях (так как тот вел их на смеси русского, английского и испанского языков), стал изучать английский язык, и достиг некоторых успехов, но были кое-какие затруднения.
«Через полгода Алеша стал улавливать в лекциях англичанина столь тщательно скрываемый им смысл, и только отдельные, особенно часто повторяемые Пиратом слова-термины, оставались непонятными. Тогда Алексей, полистав навигацкий словарь и не получив в нем ответа, обратился на лекции к англичанину за разъяснением. Пират свирепо прищурился и довольно чисто перевел на русский, непонятные термины. Алеша покрылся краской, курсанты грохнули хохотом…»
Вот и здесь то же самое. Прозвище скабрезное и непечатное. Если венецианец Сориано не привирал, то можно сказать, что итальянцы знали толк в хорошей шутке и в метком прозвище.
Жизнь молодой кардинал вел привольную, во всем беря пример со своего патрона Александра VI. Хотя все же был поскромнее – опять же, выделиться на фоне Родриго Борджиа, было трудновато. Во всяком случае, все известные дети Алессандро Фарнезе были только от одной дамы – Сильвии Руффини, причем упоминается эта женщина в истории, что интересно, под своей девичьей фамилией. Романтические отношения с кардиналом Фарнезе у Сильвии начались еще при «живом муже» - некоем купце Джованни Криспо, от которого у нее, кстати, уже было трое сыновей.
Первый ребенок кардинала – дочь Констанца, родилась в 1500 году, хотя овдовела Сильвия Руффини в 1501. Вслед за старшей дочерью родились и сыновья – Пьетро Луиджи, Паоло и Рануччо; в некоторых документах упоминается и еще одна дочь – Лукреция, но если этот ребенок и был, то скорее всего умер еще в детстве.
Попутно Фарнезе ковал и укреплял свои связи среди знати и в кардинальском сообществе, что впоследствии ему очень пригодилось – после смерти Александра VI и падения власти Борджиа в Италии, Фарнезе ничего не потерял и оставался на хорошем счету у всех преемников Родриго Борджиа и, соответственно, своих предшественников. И вот уже к 1505 году (тем временем в Италии уже прочно обосновался Фердинанд Католик, присоединивший Неаполитанское королевство к Испанской монархии), кардиналу Фарнезе пришлось решать сложное семейное дело.
Несмотря на то, что обширные земельные владения и богатства клана Фарнезе, наследовать было кому, Алессандро Фарнезе решил ввести в законную линию наследования своих внебрачных сыновей. Ну, и еще так случайно получилось, что количество законных представителей семьи стало сокращаться.
Еще в 1495 году в битве при Форново (одно из сражений Итальянских войн) погиб старший кузен Алессандро – кондотьер Рануччо Фарнезе. У него осталось двое сыновей, но на них эта линия рода прервалась точно. У другого старшего дяди кардинала – Анджело, капитана папской армии, сыновей не было.
Старший брат Алессандро, Анджело скончался уже давно, но вот ситуация с младшим братом Папы – Бартоломео Фарнезе, который «идеале» и должен был стать наследником, не совсем ясна. В некоторых справочниках он фигурирует, с указанными годами жизни 1470-1552, в некоторых же и вовсе отсутствует, например, в списке детей Пьетро Луиджи Фарнезе указаны лишь пятеро: сыновья - Анджело, сам Павел III, дочери - Джиролама, Джулия и еще одна, то ли Габриэль, то ли Беатриче, впрочем, последняя стала монахиней, поэтому данные о ней и не точны.
Но вот отсутствие сведений о брате, ведшим при этом, вроде бы, светский образ жизни, приводит к путанице. Этого Бартоломео, брата Павла III, путают с другим Фарнезе – тоже Бартоломео, основателем младшей ветви этого рода, первым герцогом Латеры. Это был уже младший брат деда Римского Папы, свое крохотное герцогство он получил во владение себе и своим наследникам, еще в 1408 году, как младший сын.
Вот, из-за одного и того же имени, их иногда не различают, приписывая брату Папы, еще и жену с сыном с теми же именами, что были в семье герцога Латеры, не смущаясь при этом тем забавным фактом, что в таком случае этот сын Пьер Бертольдо был старше своего отца Бартоломео больше чем на 10 лет. Герб герцогов Латеры отличался от герба старшей ветви расположением лилий на щите, а сам этот род угас в 1668 году.
Получается, максимум, что можно сказать о Бартоломео Фарнезе, младшем брате Павла III, с некоторой уверенностью, это то, что он был сеньором Монтальо – небольшого владения своей семьи. Но почему он позже не смог стать наследником рода Фарнезе и тех земель, что были во владении клана до создания Папой герцогства Пармы и Пьяченцы, сказать уже сложно. Возможно потому, что не собирался женится и продолжать род, скажем, ушел в монастырь, по доброй воле предоставив старшему брату решать дальнейший вопрос с наследованием феодов.