Найти в Дзене
Мама Научит

О проектах в 1 классе и научно-практических конференциях для старшеклассников: кому это надо и зачем

Оглавление

У моей знакомой внук пошел в 1 класс. И начались мучения всей семьи. Буквально на первой неделе дети должны были сделать проект, связанный с родным городом. И вот вся семья принялась собирать фотографии, делать презентацию, а потом "натаскивать" ребенка, потому что ему предстояло выступить перед классом.

За "проект" ребенок получил условную "двойку". Конечно, оценки в первом классе не ставятся, но учительница высказала родителям, что подготовились они очень плохо. Весь класс. И надо приложить больше усилий. Потому что все эти "проекты" идут в "портфолио". А по результатам будет распределение детей в классы после начальной школы.

Коллаж авторский
Коллаж авторский

В результате семья еще больше "напряглась", с ребенком "поработали" и в следующий раз он все-таки выступил.

А теперь вопрос: а как могут вообще первоклассники подготовить такой проект? Если они еще и читать не умеют? В скобках: умеют, конечно, но это не является официальным требованием при поступлении в школу. И - на минуточку - их еще никто и не учил работе над "проектами", равно как и делать презентации.

Школьный проект: как это выглядит в теории

Теоретики образования называют проектом "способ достижения образовательной цели через детальное изучение учеником проблемы". Важно, что проект "обязан" иметь реальный, практический результат, "продукт", каковым и может выступать соответствующим образом оформленная презентация.

То есть по сути, проектный подход подразумевает, что дети сами обучаются, собирая информацию из разных источников, проводя эксперименты, и потом отчитываются о достигнутых результатах. Этот отчет может быть представлен или в виде макета, поделки - если такое возможно. Если же результатом стало "новое знание", то результат оформляется в соответствии с заранее установленными требованиями.

Могут ли первоклассники участвовать в проектной деятельности? Конечно. Даже дошкольники могут.

И от учителей требуют, чтобы они эту проектную деятельность организовывали. Но...

Это должен быть проект, который дети делают САМИ, пусть и под руководством взрослых и с помощью родителей.

Например, проект, посвященный временам года, может иметь результатом оформленный альбом с зарисовками, прикрепленными листьями и плодами растений, заполненным календарем погоды. Потребуется ребенку для такого проекта помощь? Естественно.

Педагог должен будет провести уроки, посвященные осени. Познакомить детей с календарем погоды и объяснить, как его вести. Отчет по проекту может включать и стихотворения, выученные ребенком на осеннюю тематику и даже сочиненные самим ребенком.

Родители проконтролируют и напомнят о необходимости ежедневно вести календарь (или это сделает учитель на уроках), Родители могут сводить в парк в выходные.

Важно, что основная часть работы будет выполнена ребенком и поможет ему лучше понять и запомнить факты.

Школьные проекты: на самом деле

На самом деле львиная доля "школьных проектов" - обычная фикция, которая нужна учителям и администрации школ "для галочки".

И делают это "проекты" - в кавычках - либо сами учителя, минимально привлекая детей. В кавычках, потому что это - не проект, а именно отчет по проекту. Никакую работу дети не проводят, а получают информацию от учителя в готовом виде.

Либо "грузят" этим хороших учеников. От которых требуется опять же не реально проведенное исследование, а лишь "презентация" результата.

"Потемкинские деревни" для России - явление обычное, еще с царских времен. В Советском союзе тоже показуху любили - до такой степени, что он сам постепенно превратился в одну большую фикцию, развалить которую не составило труда. Но в образовании делать вид вместо реального обучения и воспитания - опасно вдвойне.

Так школьники с детства учатся ... "втирать" начальству. Заниматься показухой вместо реальной деятельности. А потом мы удивляемся скачанным с интернета рефератам, курсовым, дипломам, а то и диссертациям.

Могут ли школьники выполнять настоящие проекты? Проводить научные исследования?

Могут, но далеко не все. И не всем это надо.

Заниматься такой деятельностью лучше в рамках каких-то объединений по интересам, а не школьной программы.

Вспомните "Веселую семейку" Носова. Вот он - реальный проект, выполненный детьми по собственной инициативе.

Или, например, "Тимур и его команда" - тоже проект, созданный детьми в рамках той реальности, в которой они жили.

Что, современные дети на такое не способны? А если немного "подтолкнуть"?

Нужен, конечно, заинтересованный взрослый. Который будет не об отчетности думать, а о том, что у него и детей есть общие интересы. Лет 15 назад познакомилась с увлеченным авиамоделистом. Дядька, далеко за 40, делал модели самолетов. Вместе с детьми. И возили они свои модели по всей Европе - участвовали в конкурсах, просто обменивались опытом с коллегами. Может потом из этих ребят выросли настоящие авиаконструкторы?

А ваши дети делают "проекты" или проекты?