Найти тему
Учительская

О подготовке к выполнению ВПР по математике в 5–8-х классах

Удивительно, но народная мудрость, опередив время, актуальна и злободневна всегда и в любой ситуации. Я имею в виду, конечно, пословицы и поговорки, которые всплывают в нашей памяти в самых разных ситуациях. Не секрет, что учителя ждут весну не только радуясь теплым дням и зеленой листве, но и тревожно ожидая проведения всероссийских проверочных работ. Как говорится, ждать да догонять – хуже нет. И, хотя я глубоко убеждена, что не так страшен черт, как его малюют, тоже стараюсь на уроках регулярно выделять время для подготовки к ВПР.

В прошедшем учебном году Рособрнадзор перенес проведение Всероссийских проверочных работ в школах с весны на осень. Их запланировали провести с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Новое расписание ВПР будет сформировано до 5 сентября этого года. Откровенно говоря, это известие одновременно и обрадовало, и несколько огорчило. Как гласит народная мудрость, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня! И правда: некоторые школы успели написать ВПР, теперь осенью они не будут их проводить: сделал дело – гуляй смело!

Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства детей перенос ВПР вызвал исключительно положительные эмоции. Наверняка многие из них надеялись и вовсе на отмену этой работы. Но сколько веревочке ни виться, а конец будет – и внешнюю оценку знаний никто не отменяет.

А за длинные летние каникулы школьники успевают не только хорошенько отдохнуть, но и, как правило, изрядно подзабыть пройденный материал. Хорошо, если просто забыл, а если вдобавок и не знал?

Так что учебное время в начале учебного года будет точно на вес золота, особенно в 5–8 классах, которым предстоит вспомнить весь пройденный материал в очень короткие сроки и написать ВПР, по возможности оправдав труды педагогов и собственные усилия. Как гласит народная мудрость, упустишь минуту, потеряешь час!

Тут снова не обойтись без поговорки: старый друг лучше новых двух! В своей работе я давно использую учебные пособия издательства «Экзамен», и этот учебный год не будет исключением. Тем более что для удобной и эффективной организации повторения учебного материала к осенним ВПР в помощь учителям «Экзамен» уже выпустил актуальные сборники заданий.

В чем же их плюсы? Если не полениться и заглянуть на сайт ФИОКО в раздел экспертизы учебных изданий, то можно убедиться: большая часть пособий для подготовки к ВПР по всем предметам, прошедших серьезнейшую экспертизу – именно от издательства «Экзамен». Это означает, что все задания отвечают более чем трем десяткам строгих требований на соответствие программам, ФГОС, структуре и содержанию ВПР и т.д. Организуя подготовку по этим пособиям, учитель может быть уверен, что ребята не толкут воду в ступе и не носят решетом воду, а действительно системно повторяют пройденное.

Еще одним плюсом пособий для подготовки к ВПР по математике от издательства «Экзамен» является авторский коллектив – они созданы разработчиками вариантов реального ВПР по математике во главе с Иваном Валериевичем Ященко, который в кругах учителей математики не нуждается в представлении. Как гласит пословица – люди знают, кому доверяют.

Несомненным достоинством пособий издательства «Экзамен» является то, что они выходят в трех форматах: 10, 15 и 25 вариантов. В зависимости от численности или уровня подготовки класса, учитель может подобрать оптимальный формат издания: кому-то достаточно бегло прорешать десяток вариантов, а кому-то необходимо и «набить руку», решая все двадцать пять. Из одной печи не одни калачи – намекает нам на важность индивидуального подхода к ребятам известная поговорка.

А еще очень важно то, что этими пособиями может пользоваться даже молодой, неопытный педагог, не сталкивавшийся с подготовкой ребят к ВПР. Вооружившись пословицей «Не боги горшки обжигают» и комплектом пособий издательства «Экзамен», любой молодой специалист легко разберется и в структуре заданий, и в особенностях оценивания работы, и в процедуре проведения. Он также без труда проверит выполненные работы по правильным ответам, обязательно присутствующим в каждой книге – и легко из нее вынимающимся при необходимости. Для заданий, которые предусматривают запись подробного решения, приводится один из вариантов верной записи. Казалось бы – мелочь, но именно такое удобство в использовании делают эти книги незаменимыми помощниками педагогов.

Безусловно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, это относится и к моему рассказу о пособиях издательства «Экзамен». Поэтому хочу привести примеры заданий, которые обычно вызывают трудности у ребят, из книг для разных классов.

Обычными примерами на вычисление, даже очень громоздкими, ребят не удивишь, обычными текстовыми задачами – тоже. В учебниках их достаточное количество. Сложнее дело обстоит с теми заданиями, с которыми школьники сталкиваются только на ВПР. Как правило, это практико-ориентированные задания, позволяющие оценить ту самую функциональную грамотность обучающихся, о которой так много пишут и говорят. А ведь они просто проверяют, усвоены ли знания чисто формально или ребенок может применить их в нестандартной ситуации, в отрыве от учебника и учителя.

Например, задание 12 для 5 класса:

-2

Допустим, не все дети вообще знают о применении шестеренок в различных механизмах! И тут важно не просто формально разделить 32 на восемь (количество зубцов в маленькой шестеренке), а понять, как именно они двигаются! И тогда второй вопрос этого задания не будет трудным: отметьте, где будет находиться точка А, когда маленькая шестеренка сделает три оборота? Ребята быстро соображают, в какую сторону повернется шестерня и сколько нужно отсчитать зубцов от начального положения.

Задание номер 14 готовит не только к ВПР, но и к олимпиадам, например, классическая задача может изначально поставить в тупик, но ее решение (одно из них) совершенно простое, и в его основе лежит соображение, к которому ребята могут прийти и самостоятельно: периметр большого прямоугольника равен сумме периметров двух меньших прямоугольников, не имеющих общей стороны, то есть располагающихся по диагонали относительно друг друга.

-3

Этот факт нетрудно установить, например, складывая общий прямоугольник из кусочков, равных сторонам маленьких прямоугольников, то есть – фактически потрогав решение руками! Легко получаем, что:

Периметр большого прямоугольника равен 16+22 =38 (см).

Тогда искомый периметр маленького прямоугольника равен 38-14 =24 (см).

В шестом классе заданий уже всего тринадцать, и снова можно выделить те, с которыми ребятам бывает трудно. Например, снова задание 12:

-4

Конечно, найдутся дети, которые быстро сообразят, какие цифры вписать в видимые грани. Но и в этом случае задачу можно превратить в исследование и действительно прокатить кубик из бумаги, по возможности сделанный собственными руками, по следу и удостовериться в своем ответе, а заодно и попробовать составить свое задание такого вида.

Задание 10 для шестого класса – это превентивная подготовка к базовому ЕГЭ по математике, и шестиклассники с восторгом осваивают несложную задачу на логику, радуясь, что могут решать почти экзаменационное задание, например:

-5

Нетрудно догадаться, даже интуитивно, что верный ответ 2 и 4, но это решение снова можно «потрогать руками», сделав его совершенно понятным даже для слабых в математике ребят.

В седьмом классе заданий снова становится больше, их целых 16. При этом часть заданий имеет очень большое текстовое условие, которое некоторые ребята просто не решаются начать читать.

Например, в задании 15 может быть такое условие:

Приливы и отливы — периодические колебания уровня воды в прибрежных зонах морей и океанов, которые обусловлены гравитационным притяжением Луны и Солнца и вращением Земли. За уровнем воды в морских портах следят специальные службы. Для людей, чья профессия связана с морем, важны даже незначительные колебания уровня воды. Изменения уровня воды отсчитываются относительно некоторого условного уровня —нуля глубин — низшего уровня моря, при котором судоходство считается безопасным. Во всех крупных портах ежедневно ведутся замеры уровня воды.

По приведенному ниже описанию схематично постройте график уровня моря в порту Петропавловска-Камчатского в течение суток с 00:00 часов 7 февраля до 00:00 часов 8 февраля.

В морском порту Петропавловска-Камчатского в 00:00 местного времени 7 февраля 2019 г. уровень воды составил 0,6 м по отношению к нулю глубин. Для этого порта характерен небольшой перепад высот прилива. Через 4 часа высота прилива достигла 1 м, а еще через 5 часов 1 м 90 см. Начался отлив, и уровень воды начал снижаться, достигнув значения 1 м 30 см по отношению к нулю глубин в три часа дня. К 19:00 вода поднялась вновь, теперь до отметки 1 м 60 см, а к полуночи высота прилива снизилась до первоначального уровня 0,6 м.

Совершенно ясно, что такие задания есть и в учебнике, только обычно мы строим график по некоторой формальной таблице некоторых данных, и это не составляет труда для большинства ребят. Однако извлечь нужную численную информацию из трех абзацев текста уже труднее!

Восьмиклассникам предстоит решить уже 19 заданий, в том числе и геометрических. Многие задания представляют несплошные тексты с таблицами и графиками, например, в шестом задании предлагается проанализировать по диаграмме цен на билеты и небольшой текстовой информации о динамическом ценообразовании, по какой причине происходили рост или падение цен на билеты в разные промежутки времени. Без хотя бы небольшой практики в анализе подобных данных трудно ждать от большинства ребят внятных обоснованных ответов.

Задание 15 ставит конкретную практическую задачу, с которой можно встретиться в жизни.

-6

Само по себе решение нетрудное, достаточно помнить формулу площади круга, однако такие задачи дают ответ на самый, наверно, популярный вопрос: зачем мне учить математику?

Ответ простой: для того, чтобы уметь принимать разумные обоснованные решения, уметь мыслить логически, да и в целом дружить со здравым смыслом. А умение работать с числами, формулами, графиками – очень полезный инструмент для этого.

А вот насколько нам удалось научить ребят пользоваться этими инструментами, покажут осенние ВПР. Как говорится, цыплят по осени считают. Народные мудрости и пособия издательства «Экзамен» нам всем в помощь!

Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова, ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».