Найти в Дзене
Кабинет Бухгалтерии

Основные элементы учетной политики по бухгалтерскому учету

Оглавление

Учетная политика состоит из двух разделов: в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения. В данной статье четко и кратко, насколько это возможно для этого основополагающего документа, напомним основные элементы учетной политики по бухгалтерскому учету.

Регламентирует формат составления Учетной политики ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В учетной политике по бухгалтерскому учету закрепляют выбранные способы бухучета. Если законом предусмотрен единственный вариант учета операций, то в учетной политике его не отражать.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 Если какой-либо способ отражения операции отсутствует в федеральных стандартах, то компания разрабатывает его самостоятельно исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Основные элементы учетной политики по бухгалтерскому учету:

(1) Общие правила бухгалтерского учета

1. Кто ведет бухучет (ч. 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)

1) Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.

2) Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), находящимся в непосредственном подчинении заместителя руководителя по экономике и финансам.

3) Бухучет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению бухучета в соответствии с договором.

4) Ведение бухучета осуществляет руководитель организации.

2. План счетов (п. 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н)

1) Бухучет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.

2) Бухучет ведется автоматизированно с использованием плана счетов стандартной версии бухгалтерской программы «Х».

3. Виды деятельности, осуществляемые предприятием, по которым необходимо организовать раздельный учет

Устанавливаются самостоятельно. Например: аренда, участие в уставных капиталах других организаций, операции с векселями и иными ценными бумагами

4. Учет в обособленных подразделениях (п. 8 ПБУ 4/99)

Обособленные подразделения могут выделяться или не выделяться на отдельный баланс. Для выделенных на отдельный баланс подразделений утвердите показатели отдельного баланса

5. Инвентаризация (ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ )

Сроки обязательной инвентаризации можно установить для отдельных видов имущества или обязательств. Но при этом в целом периодичность инвентаризации не может быть менее года. Также инвентаризацию проводят внепланово при определенных законом событиях: смене материально ответственного лица или главного бухгалтера, хищениях и т. п.

Варианты формулировок:

1) Организация проводит инвентаризацию ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в случаях, когда инвентаризация обязательна в соответствии с требованиями законодательства.

2) Порядок и сроки инвентаризации имущества и обязательств указаны в приложении Х «Положение об инвентаризации»

6. Изменение учетной политики для организаций с упрощенным бухучетом (п. 15 ПБУ 1/2008)

1) В бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики отражаются ретроспективно.

2) В бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики отражаются

Перспективно

7. Учет скидок (п. 6.5 ПБУ 10/99, подп. «б» п. 12 ФСБУ 5/2019, подп. «б» п. 11 ФСБУ 26/2020, п. 6 ПБУ 1/2008, письмо Минфина от 06.02.2015 № 07-04-06/5027)

Организация на основании требования рациональности бухгалтерского учета считает ретроспективные скидки, премии, бонусы и иные преференции от поставщика несущественными, если они не превышают 5 процентов от стоимости имущества, работ, услуг или имущественных прав. Такие преференции отражаются в бухгалтерском учете в периоде подписания документов о предоставлении скидки с поставщиком.

При приобретении запасов скидки отражаются:

• на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

• без использования счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

13.8. Учет отсрочек и рассрочек (п. 1, 6, 7 ПБУ 15/2008, п. 12 ФСБУ 26/2020, п. 13 ФСБУ 5/2019)

При отсрочке (рассрочке) на период свыше Х (прописью) месяцев в стоимость приобретаемого имущества, работ, услуг, имущественных прав включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки)

(2) Первичные документы

1. Формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, подп. «г» п. 9 ФСБУ 27/2021)

Документы, составленные или полученные в процессе деятельности, если они содержат необходимые реквизиты:

• используются;

• не используются.

При использовании документов, составленных или полученных в процессе деятельности, применяются:

• унифицированные формы (при наличии);

• самостоятельно разработанные организацией формы.

Самостоятельно разработанные формы утвердите в приложении к учетной политике

2. Физическая форма первичных учетных документов (ч. 5 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)

• бумажная;

• бумажная и электронная.

Формально есть право оформлять первичку только в электронном виде. Но на практике надо учитывать возможности и желание контрагентов обмениваться электронными документами

3. Единые документы за период (п. 9 ФСБУ 27/2021, Инструкция к Плану счетов)

Определите, будете ли составлять единые документы за период на операции и события:

• связанные;

• повторяющиеся;

• длящиеся;

• сделки, заключенные участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами.

Если будете, установите периодичность составления этих документов. Лучше, если периодичность не будет превышать месяц, так как в последний день месяца закрывается сальдо по счету 90 «Продажи» и счета 91 «Прочие доходы и расходы». Максимальный срок – налоговый период по НДС или отчетный период по налогу на прибыль, УСН, ЕСХН

4. Регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 19 положения по ведению бухгалтерского учета, п. 11, 23, 24 ФСБУ 27/2021)

Могут вестись и храниться:

• в электронном виде;

• в книгах, журналах, карточках на бумажных носителях.

Если регистры бухгалтерского учета составлены в электронном виде, то они должны быть подписаны электронной подписью.

Определите состав регистров бухучета. Варианты формулировок:

1) Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении Х.

2) Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых определены в типовой версии программы «Х».

3) Бухгалтерский учет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета – книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении к учетной политике

5. График документооборота (подп. «в» п. 11, абз. 3 раздела «Вступление в силу» информационного сообщения Минфина от 10.06.2021 № ИС-учет-33)

• утверждается;

• не утверждается.

В ФСБУ 27/2021 нет требования о графике документооборота. Минфин назвал его излишним излишним, а норму пункта 15 положения по ведению бухгалтерского учета фактически утратившей силу. Организация может утвердить технологию сбора и обработки информации иным документом

(3) Основные средства.

1. Лимит для основных средств (п. 5 ФСБУ 6/2020)

Размер устанавливает организация. Лимит не может превышать уровня существенности информации

2. Учет малоценки (п. 5, 11 ФСБУ 6/2020, письмо Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384)

• в составе расходов периода, когда они осуществлены; списать затраты можно через счета учета затрат или напрямую;

• как группу малоценных объектов.

3. Классификация ОС по видам и группам (п. 11 ФСБУ 6/2020)

Все ОС нужно распределить по группам и видам.

Пример такой классификации:

• недвижимость, которая используется в производственной деятельности

• инвестиционная недвижимость

• машины и оборудование

• транспортные средства

• производственный и хозяйственный инвентарь

4. Способ последующей оценки каждой группы ОС (п. 13, 17 ФСБУ 6/2020)

• по первоначальной стоимости

• по переоцененной стоимости и пересчитывать первоначальную стоимость и накопленную амортизацию таким образом, чтобы балансовая стоимость стала равной справедливой

• по переоцененной стоимости и сначала вычесть амортизацию из первоначальной стоимости, а только потом пересчитывать балансовую стоимость

5. Учет инвестиционной недвижимости (п. 21 ФСБУ 6/2020)

• по первоначальной стоимости

• по переоцененной стоимости

6. Способ списания накопленной дооценки на нераспределенную прибыль (п. 20 ФСБУ 6/2020)

• единовременно при списании объекта

• по мере начисления амортизации по объекту

7. Начало и прекращение амортизации (п. 33 ФСБУ 6/2020)

• с даты признания объекта в бухучете

• с 1-го числа следующего месяца

8. Способ начисления амортизации ОС (п. 35 и п.36 ФСБУ 6/2020)

• линейный

• уменьшаемого остатка

• пропорционально количеству продукции или объему работ в натуральном выражении

9. Право на упрощенный учет у малых предприятий (п. 3 ФСБУ 6/2020)

Малые предприятия могут учитывать ОС с рядом послаблений

10. Порядок перехода на ФСБУ 6/2020 (п. 48 и п. 49 ФСБУ 6/2020)

• единовременно корректирует балансовую стоимость основных средств на начало года

• ретроспективно.

(4) Нематериальные активы

1. Способ начисления амортизации НМА (п. 28 ПБУ 14/2007)

• линейный

• уменьшаемого остатка

• списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

2. Коэффициент, используемый при расчете амортизации способом уменьшаемого остатка (подп. «б» п. 29 ПБУ 14/2007)

Может быть не выше 3.

3. Критерии существенности, применяемые для расчета срока полезного использования (п. 27 ПБУ 14/2007)

Устанавливаются самостоятельно.

4. Критерии существенного изменения экономических выгод от использования НМА (п. 30 ПБУ 14/2007)

Он необходим для принятия решения об изменении способа начисления амортизации. Устанавливаются также самостоятельно

5. Проведение переоценки НМА (п. 17, 18 ПБУ 14/2007)

• не проводится;

• проводится регулярно.

При проведении переоценки можно установить периодичность, превышающую год.

6. Проверка на обесценение НМА по МСФО (п. 22 ПБУ 14/2007)

• проводится;

• не проводится.

Проверка на обесценение проводится в порядке, определенном МСФО (IAS)36

(5) Капитальные вложения

1. Право на упрощенный учет у малых предприятий (п. 4 ФСБУ 26/2020)

Малые предприятия могут учитывать капитальные вложения с рядом послаблений

2. Порядок перехода на ФСБУ 26/2020 (п. 25 и п. 26 ФСБУ 26/2020)

• перспективно

• ретроспективно

3. Счет учета запасов для капитальных вложений (п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 26/2020, Инструкция к плану счетов)

Организация учитывает запасы для капитальных вложений:

• на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете 08-9 «Запасы для капитальных вложений»;

• отдельном субсчете счета 10 «Материалы». Для этих целей переименовывается субсчет 10-8 «Строительные материалы». Новое название — «Запасы для капитальных вложений»;

• счете 10 «Материалы» на отдельных субсчетах. Запасы для строительства учитываются на субсчете 10-8 «Строительные материалы». Запасы для прочих капвложений — на субсчете 10-13 «Запасы для капитальных вложений, не связанных со строительством».

Соответствующие изменения вносятся в рабочий план счетов (приложение Х к учетной политике).

(6) Финансовые вложения

1. Единица учета финансовых вложений (п. 5 ПБУ 19/02)

• серия

• партия

• однородная совокупность финансовых вложений

2. Признание расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, кроме сумм, уплачиваемых продавцу (п. 9, 11 ПБУ 19/02)

• включаются в первоначальную стоимость финансовых вложений;

• включаются в состав прочих расходов, если их сумма не превышает уровень существенности, установленный в учетной политике

3. Переоценка финансовых вложений, обращающихся на рынке ценных бумаг (п. 20 ПБУ 19/02)

Переоценка проводится по состоянию на конец каждого:

• месяца

• квартала

4. Расчет дисконтированной стоимости по долговым ценным бумагам и займам (п. 23 ПБУ 19/02)

• осуществляется

• не осуществляется

5. Метод оценки финансовых вложений, не обращающихся на рынке ценных бумаг, при их выбытии (п. 26 ПБУ 19/02, п. 2 приложения к ПБУ 19/02 (средняя первоначальная стоимость),

п. 3 приложения к ПБУ 19/02 (метод ФИФО))

• по первоначальной стоимости единицы финансовых вложений;

• по средней первоначальной стоимости;

• ФИФО

Средняя первоначальная стоимость (стоимость по методу ФИФО) рассчитывается:

• ежемесячно;

• по мере выбытия финансовых вложений (скользящий метод)

(7) Запасы.

1. Запасы для управленческих нужд (п. 2 ФСБУ 5/2019)

Компания вправе списывать запасы, которые использует для управленческих нужд, сразу в расходы отчетного периода. Пропишите, что компания относит к этой категории.

2. Выбор единицы учета запасов (п. 6 ФСБУ 5/2019).

• номенклатурный номер

• партия

• однородная группа

• инвентарный номер

• отдельный объект

• иная единица

3. Оценка приобретаемых товаров для организаций розничной торговли (п. 20 ФСБУ 5/2019)

Организация оценивает товары, предназначенные для розничной торговли:

• по покупным ценам;

• продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров на конец отчетного года. Счет 42 «Торговая наценка» не используется;

• продажной стоимости с отдельным учетом наценок с использованием счета 42 «Торговая наценка». Величина наценок подлежит пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров на конец отчетного года

4. Методы списания запасов (товаров) в производство и при выбытии, в том числе реализации (п. 36 ФСБУ 5/2019).

Оценку можно установить единой для выбытия, продажи всех видов запасов или в отношении отдельных видов, в том числе товаров, групп товаров и т. д.

5. Учет транспортно-заготовительных расходов по доставке товаров до центральных складов (баз) для торговых организаций (подп. «б» п. 11, п. 21 ФСБУ 5/2019).

• организация включает в состав расходов на продажу на счете 44 «Расходы на продажу» затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу.

• организация учитывает в стоимости приобретения товаров затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу

6. Учет транспортно-заготовительных расходов, которые формируют стоимость запасов (подп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2019, п. 10 МСФО (IAS) № 2 «Запасы»)

Транспортно-заготовительные расходы отражаются:

• с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

• с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением запасов различной номенклатуры, распределяются:

• пропорционально стоимости приобретения этих запасов;

• пропорционально весу запасов

7. Учет расходов на продажу (п. 7 ПБУ 1/2008, Инструкция к Плану счетов)

Определите порядок списания расходов на продажу с учетом порядка распределения транспортно-заготовительных расходов.

Варианты могут быть в том числе следующими:

• расходы на продажу товаров ежемесячно списываются в полном объеме с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи».

• расходы на продажу товаров за исключением расходов на транспортировку товаров в конце месяца полностью списываются с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи». Расходы на транспортировку списываются в дебет счета 90 пропорционально стоимости проданных товаров к общей стоимости товаров, поступивших в течение месяца, с учетом остатка на начало месяца

8. Проверка на обесценение запасов, в том числе незавершенного производства (п. 28, 30 ФСБУ 5/2019)

Укажите, за какой период проводите проверку на обесценение, если период меньший, чем установлен стандартом

9. Методы калькулирования затрат (п. 23, 24, 25 ФСБУ 5/2019, п. 9 ПБУ 10/99)

Организация калькулирует затраты:

• позаказным методом;

• попроцессным методом;

• попередельным методом

10. Учет незавершенного производства и готовой продукции, работ, услуг (п. 23, 24, 25, 27 ФСБУ 5/2019)

Незавершенное производство и готовая продукция, работы, услуги оцениваются:

• в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат (для массового производства);

• сумме плановых (нормативных) затрат с учетом счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

• сумме плановых (нормативных) затрат на счете 43 субсчете «Готовая продукция по нормативной себестоимости» с последующей корректировкой себестоимости до фактических показателей. Отклонения от фактической стоимости списываются на счет 43 субсчет «Отклонения себестоимости готовой продукции». Учет ведется без использования счета 40 «Выпуск продукции»;

• по фактической себестоимости.

Определите, что входит в прямые затраты, или укажите методику расчета плановой себестоимости, если выбрали планово-нормативный вариант.

Определите порядок распределения косвенных затрат. Например, пропорционально:

• материальным затратам;

• фонду оплаты труда производственных работников;

• амортизации производственных мощностей;

• площади производственных помещений и др.

11. Учет полуфабрикатов (Инструкция к плану счетов)

• организация не ведет обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, учитывает их в составе незавершенного производства на счете 20 «Основное производство»;

• полуфабрикаты собственного производства учитываются обособленно на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

12. Резерв под снижение стоимости запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019, п. 4 ПБУ 21/2008, п. 7 ПБУ 9/99)

Организация создает резерв под снижение стоимости запасов:

• ежегодно по состоянию на 31 декабря;

• на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.

Резерв создается:

• по номенклатуре;

• группам аналогичных запасов

(8) Фонды, резервы, капитал

1. Создание резервного фонда в ООО (ст. 30 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ)

• создается,

• не создается

2. Создание резерва сомнительных долгов (абз. 3 п. 27, п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета, п. 6, 7 ПБУ 1/2008, п. 3.54 Методических указаний по проведению инвентаризации, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49, письмо Минфина от 17.07.2008 № 03-03-06/2/84)

Укажите период формирования резерва, если формируете его чаще, чем перед составлением бухгалтерской отчетности.

Отчисления в резерв производятся:

• на конец отчетного периода;

• на конец отчетного периода, а также по мере наступления сроков платежа, если дебиторская задолженность относится к сомнительной, и при изменении условий обеспечения задолженности;

• на конец каждого месяца;

• по результатам инвентаризации, осуществляемой в порядке и в сроки, установленные учетной политикой.

Определите также, в каком размере включаете в резерв задолженность. Решение принимайте с учетом платежеспособности должника и иных условий

3. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 16, 17 МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», п. 5, 8 ПБУ 8/2010, п. 7, подп. «а» п. 7.1 ПБУ 1/2008)

Сумма оценочного обязательства рассчитывается исходя из количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на отчетную дату (по данным кадрового учета) и среднего заработка с учетом начисленных страховых взносов:

• в отчетном периоде, за который составляется отчетность;

• за определенный период времени, например, квартал, шесть месяцев и т. п.

4. Учет целевого финансирования (Инструкция по применению Плана счетов)

Суммы целевого финансирования, например, взносы от собственников жилья, могут отражаться с использованием или без использования счета учета расчетов. Формулировки могут быть следующими:

Взносы от собственников жилых помещений ТСЖ отражает на счете 86 «Целевое финансирование»:

• в момент поступления средств на расчетный счет или в кассу без использования счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналитический учет по источникам финансирования ведется на счете 86 «Целевое финансирование»;

• по начислению с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

(9) Доходы и расходы организации

1. Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев) (п. 13 ПБУ 9/99)

• постепенно по мере выполнения работ, услуг, производства изделий (если можно определить степень готовности)

• по окончании работ, услуг, производства изделий в целом

9.2. Порядок признания коммерческих (счет 44) и управленческих расходов (счет 26) (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция к плану счетов)

• полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи» в конце каждого отчетного периода

• распределяются между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства

2. Способ списания расходов на НИОКР (п. 11 ПБУ 17/02)

• линейный

• пропорционально объему продукции (работ, услуг)

(10) Учет активов и обязательств в иностранной валюте

1. Дата определения курсовой разницы (п. 7 ПБУ 3/2006)

• на дату совершения операции, а также на отчетную дату

• на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют (п. 15 ПБУ 15/2008)

(11) Бухгалтерская отчетность

1. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в коммерческих организациях (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета)

• в рублях и копейках

• в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц на финансовые результаты

2. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в некоммерческих организациях (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета)

• в рублях и копейках

• в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц в увеличение доходов (уменьшение расходов)

3. Критерии существенности для отражения показателей в бухгалтерской отчетности (п. 7.4 ПБУ 1/2008, п. 3 ПБУ 22/2010, п. 11 ПБУ 4/99)

Установите критерии самостоятельно с учетом того, насколько информация значима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями, а ее отсутствие или неточность могут повлиять на их решения. Примеры формулировок:

1) Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 3 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

2) Существенной признается ошибка, в результате исправления которой показатель по статье бухгалтерской отчетности изменится более чем на 5 процентов. Существенными для раскрытия в бухгалтерской отчетности являются показатели, отношение которых к валюте баланса за отчетный период составляет не менее 7 процентов

4. Формы бухгалтерской отчетности (п. 1, 2, 6, 6.1, 8 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н)

• общие (приложения 1, 2 2.1, 3 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н);

• упрощенные для организаций с правом на упрощенный бухучет и бухотчетность (приложение 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н);

• специальные, установленные отраслевыми стандартами.

Организации обязаны использовать формы бухотчетности, утвержденные приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета

5. Детализация показателей по статьям отчетов (п. 3 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н)

Устанавливается самостоятельно

6. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 4 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н)

Определяется также самостоятельно (с учетом приложения 3 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н)

7. Исправление существенной ошибки (п. 9, 14 ПБУ 22/2010)

В общем случае нужно делать ретроспективный пересчет – это прописывать в учетной политике не надо.

Организации с правом на упрощенный бухучет вправе прописать следующую формулировку:

Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности.

(12) Изменение оценочных значений.

1. Изменение оценочных значений, непосредственно не влияющих на величину капитала, включается в доходы или расходы (п. 4 ПБУ 21/2008)

• если это изменение влияет на показатели отчетности только одного периода в том отчетном периоде, в котором оно произошло

• если это изменение влияет на показатели отчетности и будущих периодов в том отчетном периоде, в котором оно произошло, и в будущих периодах

2. Изменение оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала (п. 5 ПБУ 21/2008)

• корректировкой соответствующих статей капитала в период, в котором произошло изменение

(13) Займы и кредиты

1. Способ начисления и распределения процентов по векселям, выданным в обеспечение кредиторской задолженности (п. 15 ПБУ 15/2008)

• проценты отражаются в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, в которых начислены

• проценты отражаются равномерно в течение срока выплаты полученных денежных средств

2. Способ начисления и распределения дисконта по облигациям (п. 16 ПБУ 15/2008)

• дисконт отражается в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором начислен

• дисконт отражается равномерно в течение срока действия договора займа

3. Порядок учета дополнительных затрат по займам и кредитам (п. 8 ПБУ 15/2008)

• в стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов равномерно

• в стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов исходя из условий договора займа (кредитного договора)

(14) Учет аренды и лизинга у арендодателя

1. Счета учета сделок по операционной и финансовой аренде (Инструкция к плану счетов)

• 76.5 «Инвестиции в аренду» и 76.6 «НДС по договору аренды»

• До выхода разъяснений Минфина можно использовать самостоятельно выбранные субсчета

2. Начисление процентов на чистую стоимость инвестиции (п. 37 ФСБУ 25/2018)

• ежеквартально

• ежемесячно

• раз в полугодие

• ежегодно

Начислять проценты нужно не реже чем один раз за отчетный период

3. Резерв под обесценение инвестиции в аренду (п. 38 ФСБУ 25/2018, п. 5.5.15 МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2014 года)

• создается в упрощенном порядке в сумме, равной ожидаемым кредитным убыткам за весь срок договора

• вправе выбрать общий порядок создания резерва, который предусмотрен в пункте 5.5.1 МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2014 года

4. Признание доходов по операционной аренде (п. 42 ФСБУ 25/2018)

• равномерно в течение срока договора

• вправе признавать доходы на основе другого систематического подхода, который будет отражать характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды

5. Право на упрощенный учет у малых предприятий (п. 28 ФСБУ 25/2018)

Пропишите, какие договоры не классифицируются в качестве объектов операционной аренды

(15) Учет аренды и лизинга у арендатора

1. Признание расходов для договоров аренды, к которым не применяете ФСБУ 25/2018 (п. 11 ФСБУ 25/2018)

• признаются равномерно в течение срока аренды

• вправе выбрать иной систематический подход к учету расходов, который будет отражать характер использования арендованного имущества

2. Счета учета операций по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018)

Для учета операций по аренде используются следующие субсчета:

• 08.9 «Получение прав пользования арендованным имуществом»

• 01.3 «Права пользования арендованным имуществом»

• 02.2 «Амортизация прав пользования арендованным имуществом»

• 76.5 «Обязательство по аренде»

• 76.6 «НДС по арендному обязательству»

До выхода разъяснений Минфина можно использовать самостоятельно выбранные субсчета

3. Метод начисления амортизации прав пользования арендованным имуществом (п. 10 ФСБУ 25/2018)

• линейным способом

• обязана применять тот же способ амортизации, который она выбрала для аналогичных основных средств. Этот пункт пропишите, если не выбран способ амортизации основных средств

4. Начисление процентов на обязательство по аренде (п. 19 ФСБУ 25/2018)

• ежеквартально

• ежемесячно

• раз в полугодие

• ежегодно

Начислять проценты нужно не реже чем один раз за отчетный период

5. Порядок перехода на ФСБУ 25/2018 (п. 49, 50 ФСБУ 25/2018)

• ретроспективно

• право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль по каждому договору аренды единовременно признается на конец предыдущего года

(16) Учет расчетов по налогу на прибыль

1. Применение ПБУ 18/02 на малых предприятиях (п. 2 ПБУ 18/02)

• применяется

• не применяется

2. Применение ПБУ 18/02 в некоммерческих организациях (п. 2 ПБУ 18/02)

• применяется

• не применяется

3. Величина текущего налога на прибыль (п. 8, 22 ПБУ 18/02)

Определяется:

• затратным методом – на основе данных бухучета, сформированных в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02. При этом временные разницы учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет учета расчетов по налогу на прибыль);

• балансовым методом – на основе данных налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом временные разницы учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки»

4. Расчет временных разниц (п. 3, 8 ПБУ 18/02)

По правилам ПБУ 18/02 временные разницы рассчитывают балансовым методом – как разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью в налоговом учете на отчетную дату. Аналитический учет ведут по видам активов и обязательств. Такой вариант закреплять в учетной политике не нужно.

Но организация вправе вести также учет временных разниц в разрезе каждого дохода и расхода в отдельности – так, как его вели по старым правилам. Тогда пропишите в учетной политике формулировку: «Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02»

Заключение

Учетная политика – это документ, фиксирующий способы ведения учета в данной компании. Формирование учетной политики является первоочередной задачей организации. Учетную политику по бухгалтерскому учету составляют руководствуясь ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Принятую учетную политику компания должна применять последовательно год за годом.

Согласно п. 6 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики могут вноситься при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения в учетной политике вступают в силу с 1 января года, следующего за годом утверждения. В течение года внесение изменений в учетную политику возможны только по первой причине, указанной выше, - при изменений законодательства.

Ваши замечания и дополнения пишите в комментариях.

#учетная политика #бухгалтерский учет #бухучет