Найти тему
Загадки истории

Почему в СССР не любили вспоминать, как советские бомбардировщики в 1941 году сбрасывали бомбы на Берлин

Оглавление

Можно сходу предположить, что дело было в каком-то неподобающем поведении наших летчиков. Но нет. Если американцы, сбросившие ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, никогда не мучились угрызением совести, то нашим, бомбившим Берлин, стесняться было нечего. Дело в другом.

История куда более интересная, закрученная. И, к сожалению, трагичная для некоторых её участников.

Необходимо рассказать предысторию.

До войны

До сороковых годов всегда дела неплохо обстояли с бомбардировщиками. В свое время были на вооружении самолеты «Илья Муромец», затем собрали 800 ТБ-3 («Тактический бомбардировщик – 3». Беда была в том, что к сороковым годам прошлого века эти самолеты здорово устарели, а серийное производство новых моделей начинать было преждевременно.

По состоянию на 01 июня 1941 года СССР был страной с самым большим количеством самолетов – 18000. Однако тактических бомбардировщиков не хватало. Оставалось всего 364 ТБ-3. А из них исправных – 194 самолета. Было 2000 ДБ-3 («Дальний бомбардировщик – 3»). Но они относились к другому классу. Тонну бомб ДБ-3 конструкции Ильюшина мог доставить на расстояние до 3000 километров. Самолет был способен улететь и дальше. Но для этого ему требовался дополнительный запас топлива. А это значит, что нужно было брать меньше бомб. В общем, неидеально.

А самолетов ТБ-7 – новеньких, современных, было всего-то 9 штук.

Вот так обстояли дела с тактической авиацией. Почему я о ней так подробно рассказала? Потому что нужно было ответить немцам бомбардировками Берлина в 1941 году. Задач по результату не было. Проще говоря, нужно было долететь и что-нибудь разбомбить. Чистая психология. Но и эта задача была очень сложной, учитывая состояние тактической авиации СССР.

И тем не менее советское командование решилось на проведение операции.

Налеты на Берлин в 1941 году

Их было два. Первый совершили 07 августа 1941 года. Налет прошел относительно успешно. В нем принимали участие самолеты ДБ-3Т с торпедами на борту, относившиеся к Балтийскому флоту.

Боевые машины взлетали с аэродрома на острове Эйзель в Моозундском архипелаге. Это был самый западный аэродром страны.

Понятно, почему выбрали именно его. Как я выше указывала, дальность полетов ДБ-3 была относительно небольшой. Чем ближе к Германии взлетели, тем лучше – такие рассуждения имели место. И они были совершенно справедливыми.

А вот со вторым налетом так хорошо не вышло. Его запланировали на 10 августа 1941 года. Налет должны были совершить летчики только-только сформированной 81-й авиадивизии. Командиром подразделения был комбриг Михаил Васильевич Водопьянов.

В авиадивизию согнали все тактические бомбардировщики:

· ТБ-7 (позже Пе-8);

· ДБ-240 (позже Ер-2).

Водопьянову было поручено организовать налет на Берлин и самому в нем участвовать.

-2

Что из этого вышло:

1. 8 августа на аэродром в городе Пушкин согнали 12 самолетов ТБ-7 и 28 ДБ-240. 35 бомбардировщиков – довольно неплохо. Но были нюансы.

2. В процессе подготовки к налету было установлено, что в операции смогут участвовать только 10 ТБ-7 и 16 ДБ-240. А это уже 23 самолета, вместо 35. Но и это еще не всё.

3. У одного ТБ-7 отказали оба двигателя. А один ДБ-240 снес ограждение на аэродроме. Тяжелому самолету не хватило взлетной полосы. В воздух в итоге подняли только 7 ТБ-7 и 3 ДБ-240. А это всего 10 машин.

Ситуация осложнялась тем, что об операции никому ничего не докладывалось. То есть ПВО, авиация были не в курсе.

Итоги

Чтобы было наглядно, списком:

1. Экипаж Водопьянова пытался сбить советский истребитель. Наши летчики в глаза не видели никогда ТБ-7 и думали, что это самолет немцев. На обратном пути машину обстреляли зенитками, находящимися на территории Эстонии. Экипаж смог приземлить самолет и вышел к своим спустя четыре дня.

2. ДБ-240 лейтенанта Кубышко на обратном пути сбил свой же истребитель. Экипаж спасся, используя парашюты.

3. ТБ-7 капитана Тягунина на обратном пути сбили советские зенитки. Экипаж спастись не смог.

4. ТБ-7 старшего лейтенанта Панфилова сбили немецкие зенитки. Самолет приземлился на территории Финляндии. Спасся только один человек – радист. Его освободили из плена в 1945 году.

5. Ер-2 капитана Степанова пропал без вести.

Еще несколько ТБ-7 вернулись, но у них отказали двигатели. Посадку машины совершали в Торжке, Обухове, Ропше.

Одним словом, провал. Полный провал. О котором, естественно, никто не хотел вспоминать.

Водопьянова назначили виновным за плохо подготовленную операцию. Но он был, конечно, не виноват. Причины неудач нужно было искать в другом:

· спешка при подготовке к налету – командование не давало времени;

· самолеты ТБ-7, судя по всему, были не до конца испытаны. Выявилась типичная проблема с отказом двигателя;

· наконец, нужно было предупредить своих о проведении налета на Берлин.

Отмечу, что Водопьянова сильно не наказали. Все понимали, что он не виноват. Он потерял должность командира дивизии, но остался командиром самолета.