Найти в Дзене
про это

Сальвадор Дали о том, почему люди нападают на «Мону Лизу» Леонардо в 1963 году

Леонардо да Винчи "Мона Лиза" 1503-06 гг
Леонардо да Винчи "Мона Лиза" 1503-06 гг

Леонардо да Винчи является величайшим художником и изобретателем когда-либо существовавшим. Имея это в виду, ниже приводится эссе Сальвадора Дали об одной из самых знаковых работ Леонардо, Моне Лизе. Эссе, озаглавленное «Почему они нападают на Мону Лизу », содержит размышления о том, почему на протяжении всей истории люди чувствовали склонность испортить или украсть картину. Эссе полностью следует ниже.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

«Почему они нападают на Мону Лизу »
Сальвадор Дали ,
март 1963 г.

Было неизбежно, что Сальвадор Дали публично раскроет, почему « Мона Лиза » — «простой портрет», написанный самым сложным и неоднозначным из всех художников, — обладает уникальной во всей истории искусства способностью вызывать самые жестокие и разнообразные виды критики. агрессии.

Мона Лиза подверглась двум основным видам типичных нападок на ее архетипическое присутствие:

1. Ультраинтеллектуальная агрессия, совершаемая движением Дада. Марсель Дюшан в 1919 году рисует усы на фотографии Моны Лизы , а внизу пишет знаменитую надпись «LHOOQ» ( Elle a chaud au cul ).

2. Примитивный или наивный тип агрессии, совершаемый более или менее анонимными боливийцами. Он заключается либо в том, чтобы бросить камешек в картину, либо во временном ее краже.

Первый случай агрессии художника против шедевра, воплощающего максимальную художественную идеализацию. Это объясняется проницательностью Фрейда, чье возвышенное определение Героя звучит так: «Человек, который восстает против авторитета отца и в конце концов побеждает его». Это определение является антитезой дадаизму, представлявшему собой кульминацию антигероического, антиницшеанского отношения к жизни. Дадаист ищет анальную, эрогенную зону Моны Лизы и, принимая «термическое возбуждение» Матери как Произведение Искусства, восстает против его идеализации, маскулинизируя его. Дада рисует усы отца на Моне Лизезаручиться его помощью в очернении ст. В этом жесте воплощены антихудожественные, антигероические, антипрославляющие и антивозвышенные аспекты дадаизма.

Объяснить «наивную агрессию» против Моны Лизы, принимая во внимание раскрытие Фрейдом либидо Леонардо и подсознательных эротических фантазий о собственной матери, нужен гений Микеланджело Антониони (уникальный в истории кинематографа), чтобы снять следующий эпизод: Простой наивный сын, подсознательно влюбленный в свою мать , разоренный Эдиповым комплексом, посещает музей. Для этого наивного, более или менее боливийского сына музей приравнивается к трактиру, кабакам, другими словами, к публичному дому, и сходство усиливается обилием эротических экспонатов, которые он находит там: обнаженные тела, бесстыдные статуи, Рубенс . Посреди всей этой плотской и либидинальной распущенности эдиповский сын с изумлением обнаруживает портрет своей завоеванной матери, преображенный максимальной женской идеализацией. Его собственная мать, здесь! И что еще хуже, его мать двусмысленно улыбается ему, что в его окружении, может показаться только двусмысленным и возмутительным. Нападение — его единственная возможная реакция на такую ​​улыбку — или он может украсть картину, чтобы благочестиво спрятать ее от скандала и позора разоблачения в трактире.

Любой, кто может предложить различные объяснения атак, которым подверглась Мона Лиза , должен бросить в меня свой первый камень; Я возьму его и продолжу свою задачу построения Истины.