Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Покрышкин считал, что главный ресурс это не машина (P-39 "Aircobra"), а мастерство пилота

В статьях на нашем канале мы не раз говорили про американские военные самолёты. Пару недель назад на канале появилось видео, посвященное P-39 Aircobra. Если не смотрели, то посмотрите. Там я вскользь написал, что на этом самолёте летал Александр Покрышкин. Мне захотелось подробнее ознакомиться с его отзывами и кратко охарактеризовать мнение Героя Советского Союза об американском самолёте.

Во время Великой Отечественной войны союзнические государства: США и Великобритания, стали оказывать военную помощь СССР. В истории этот процесс получил название "Ленд-Лиз". В нашу страну поставляли не только продовольствие, сигареты, танки и оружие, но и самолёты. Большую роль сыграла компания Bell, которая поставляла в СССР P-39 Aircobra.

В 1942 году, в 16-й гвардейсклм истребительном авиаполку, Як-1 стали заменяться на P-39 Aircobra. Поэтому имя Покрышкина было тесно связано не только с этим авиаполком, но и с американским Bell P-39. Давайте косвенно передам слова Покрышкина:

К Александру Ивановичу Покрышкину Аэрокобра пришла через Иран. Он говорил, что внешне самолёт был привлекательный, но больше всего советскому асу понравились пушки: 37-мм М4, 2 крупнокалиберных Браунинга. Воевать на нём было одно удовольствие, причем всё, что стреляло, у Покрышкина было установлено на одну "гашетку". Его не пугала особенность P-39: из-за заднерасположенного двигателя и тяжелого вооружения центровка самолёта сместилась назад, поэтому неопытные лётчики сами срывались в штопор. Собственно поэтому самолёт получил прозвище "коза-егоза", так как требовал от пилота выского мастерства пилотирования.

-2

Покрышкин стал свидетелем того, как Bell уходит в штопор. По этой причине он решил досканально изучить особенности американского истребителя, ибо недоверие к технике ведёт к авариям и проишествиям. Покрышкин считал, что изучение технической особенности самолёта повышает боевую эффективность. Он сам говорил, что необходимо "сроститься" с самолётом, чтобы чувствовать любой манёвр.

Переучивали на Aircobra с И-16 и МиГ-3, причем это не вызывало особых затруднений. P-39 заставил пересмотреть план по подготовке лётчиков: проводились занятия в разных метеоусловиях, следили за пилотированием, подготавливали психологически. Александр Иванович вспоминал, как тяжело давались первые месяцы войны в 1941 году. Лётчики не успевали серьёзно подготовиться на пилотирование теми же МиГ-3, от чего он потерял много боевых друзей. Теперь такого повторять было нельзя.

Самое интересное в рассказах Покрышкина: испытания вместе с ЛаГГ-3, в виде воздушного боя. Изначально у ЛаГГ были приемущества, так как он был ведомый. Как только дали команду о начале боя, то Покрышкин сразу сделал бочку со снижением и пристроился на хвост ЛаГГ. Потом начались испытания в вертикальном бое. Результаты были те же самые. По скоростным характеристикам ЛаГГ-3 был на одном уровне с Aircobra. Покрышкин говорил потом, что проиграть бой можно и на хорошем самолёте, потому что многое зависит от мастерства пилота.

Большинство своих побед Покрышкин совершил на Aircobra. Честь и хвала трижды Герою Советского Союза, который доказал, что главной боевой единицей является не машина, а человек.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых поездок.