Найти в Дзене

Метро на даче: музей одной мечты

Оглавление

В подмосковной Апрелевке находится один из самых необычных музеев страны. Во-первых, он про метрополитен, хотя никакого метро в округе нет. Во-вторых, это первый и единственный в России частный музей метро. В-третьих, все это метро содержится на дачном участке. Вполне достаточно, чтобы посмотреть на этот образец храбрости, безумства и любви к подземельям. Вот что рассказал «Славии» о своем музее 26-летний Георгий Манохин, бывший машинист метрополитена.

Путь открыт

«В детстве у меня была мечта собрать вагон метро. Я копил деньги и потихоньку скупал в интернете круглые светильники из старых составов. Они, кстати, пошли на оформление музея, но тогда я еще об этом не думал.

Серьезно об экспозиции я задумался, когда уже работал машинистом. Триггером стало массовое списание лайтбоксов (световых указателей) и старых вагонов. Меня это задело, потому что метро на глазах становилось другим, не таким, как в моем детстве. В России много частных транспортных музеев: есть узкоколейки, железнодорожные и автомобильные, а музея метро не было. И я решил его сделать. Попытался найти подходящее помещение в Москве, но все было слишком дорого. Тогда родители предложили использовать гараж на их участке. Мы его утеплили, оформили и открыли музей в декабре 2020 года. К тому времени я уже не работал машинистом — слишком тяжелый график.

Проблема в том, что ни московское, ни питерское и никакое другое метро в России официально ничего из деталей не продает. То есть нельзя просто взять и купить, например, ручку выключения дверей или комплект ламп бортовой сигнализации. Вагоны списывают на металлолом. Поэтому все артефакты, особенно старые, на вес золота и быстро раскупаются любителями метро в личные коллекции. Обычно детали продаются на тематических форумах и сайтах, в антикварных магазинах, на аукционах. Есть клуб коллекционеров «Наше метро». Там проще всего достать билеты и жетоны.

Об экспонатах музея

Самый редкий экспонат — большая буква «М» 1938 года, которую я купил у одного коллекционера, а сам он чудом спас ее из металлолома. Еще у нас в музее есть действующее устройство контроля прохода в тоннель: оно орет на всю станцию, если в тоннеле посторонний. Есть светофор (рабочий макет) для метро — с их помощью регулируют дистанцию. Есть настоящий списанный токоприемник –— одна из главных деталей в поезде. На втором этаже музея — жетоны и билеты из метро разных городов и стран.

-2

В музее есть несколько раритетных лайтбоксов. За время существования метро их меняли несколько раз. Эти указатели, кстати, бывают разного размера. Например, самый крупный лайтбокс в нашей экспозиции с «Чистых прудов», а с «Китай-города» — заметно меньше. Есть особые лайтбоксы кроссплатформенных станций, есть редкие квадратные — на станциях с выходами на железнодорожные вокзалы. Кстати, до 1980-х указатели делали из стекла, а потом уже из пластика.

Об экспонате, который показывают только тут

-3

Симулятор кабины вагона Еж3 можно увидеть пока только у нас. Такой тренажер есть на складе московского музея метро, но его никому не показывают. Для меня это родной вагон — именно Еж3 я водил на Таганско-Краснопресненской линии. Это были последние составы, их уже списали и теперь выводят только по праздникам, на парад поездов. Собрать симулятор было очень сложно. Я обращался в метро, хотел купить списанную кабину вагона для музея, но получил отказ. В итоге я ее сделал из фанеры: когда работал машинистом, рулеткой все промерил и воспроизвел в масштабе 1:1. Наполнение в кабине самое настоящее. Можно включить габаритные огни, открывать и закрывать двери с помощью пульта, запустить информатор, даже «двигать» или «тормозить» состав.

Об экспонате, который никому не показывают

В 1980-х списанные вагоны метро в Москве раздавали под личные нужды — резали кому половинку, кому треть, кому целый вагон под бытовку или склад. Что-то до сих пор стоит на дачных участках. Мне удалось чудом купить треть вагона типа «Д» 1962 года. Это мои «запасники»: пока вагон спрятан на участке моей девушки и сейчас я ищу ему новую территорию. Недавно я его отпескоструил и покрыл кислотным грунтом. Пока никому не показываю, чтобы не прознали граффитчики.

О мечтах и планах

Вообще, мне известно несколько адресов в России, где находятся раритетные вагоны метро. Скажем, я знаю, где ржавеет вагон 1934 года. Теоретически их можно выкупить, но перевозка обойдется очень дорого. Так, признаюсь, петербургский метрополитен предварительно согласился отдать в наш музей списанный вагон 81-717 серии со всей начинкой. Его транспортировка (33 тонны) обойдется в 500 тыс. рублей минимум. Плюс еще надо подготовить территорию, положить рельсы. Отдельную машину нужно заказывать для подвагонных тележек — каждая весит 7,5 тонн.

Но в планах – сделать в итоге мини-депо на несколько вагонов разных версий, проводить фестивали и разные тематические мероприятия. Мы недавно запустили цикл лекций в музее — историк метро Дмитрий Графов рассказывает об особенностях питерской подземки. Людям интересно, народ набивается под завязку».

-4

  • Перед посещением музея обязательно звоните по тел. +7 (903) 108-98-41. За расписанием на неделю следите в ВК: https://vk.com/counthmetro
  • Если нужна экскурсия, попросите Георгия — на стоимость билета это не влияет.
  • Можно добраться до музея на ретроавтобусе, если наберется группа от 18 человек.

Адрес: Московская область, Наро-Фоминский городской округ, деревня Санники, кооператив индивидуальных застройщиков Полис, 18