Здравствуйте, уважаемые читатели! Представьте себе тихий, тёплый летний вечер. Мухи, наевшись сладкого фруктового сока, готовы сложить крылышки и уснуть до рассвета, но не все. Кое-кто из них спать как раз не собирается... наоборот! Выползают из уютных убежищ, поднимаются повыше и, приняв странную, почти неприличную позу - уткнувшись головой в поверхность, приподняв повыше брюшко и расправив крылья пошире, - замирают, ожидая чего-то очень для них важного. Не дождавшись ничего, эти мухи умирают, не меняя позы, а к утру их брюшки сияют от проросших сквозь кутикулу конидиеносцев героя сегодняшней статьи. Энтомофторы.
Этот гриб был открыт ещё в 1855 году, когда устроил эпизоотию среди комнатных мух, и с тех пор был неплохо изучен. Конидии - многоядерные инфекционные споры - попадают на мушиную кутикулу, прорастают через неё и образуют мицелий, который быстро и решительно начинает пожирать жертву изнутри. Вначале он поедает гемолимфу, жидкость, которая заменяет кровь членистоногим, затем выедает сочный и сладкий жир, а самые важные для жизнедеятельности органы оставляет напоследок. Уже умирающая муха под воздействием гриба ползёт повыше и принимает позу, описанную в первом абзаце, - чтобы споры гриба рассыпались по округе и заразили новых мух.
Этот способ рассеивания спор не особо-то надёжен: полагаться исключительно на волю случая и ветра явно не стоит, поэтому энтомофтора перестраховалась. Гриб выделяет особые вещества, которые привлекают похотливых мушиных самцов со всей округи. Самцы, привлечённые запахом и видом готовой ко всему самки, мгновенно решают завести с ней потомство, но увы и ах! Потомство-то он заведёт, но не мушиное... При попытке совокупиться с уже мёртвой самочкой самец получает порцию спор и переносит их дальше. Чем больше в тушке накопилось спор и пахучих веществ, тем более она привлекательна для обманутых самцов. Интересно, что на здоровых самок трупы заражённых самцов впечатления совсем не производят, хотя в норме мухи-девочки вполне могут себе сами побегать за парнями.
Это не единственный сюрприз, который приготовила энтомофтора. Осыпавшиеся споры тоже привлекают мух запахом, но эффект получается совсем другой: мухи даже могут попробовать их на вкус, причём это уже не зависит ни от пола предыдущей жертвы, ни от кандидатов в неудачники. До того, видимо, эти споры приятно пахнут... В общем, гриб перестраховался знатно.
Он устраивает эпизоотию среди представителей восьми подвластных его чарам семейств, в которые входят и дрозофилы, и наши с вами «любимцы» - комнатные мухи... Казалось бы, чего проще: разводим энтомофтору, раскидываем споры среди скоплений мух - и всё! Никаких вонючих аэрозолей и липких ленточек не нужно, но нет. Энтомофтора не переносит высоких температур и умирает, когда за пределами мушиного брюшка жарче 10-15 градусов по Цельсию, и к тому же не может размножаться без мух, что затрудняет его промышленное воспроизводство. Получается, что этот паразитоид не всегда срабатывает в умеренном климате, но это не значит, что эту идею придётся списать на берег. Нужно всего лишь найти ещё кого-нибудь в помощь, и учёные, конечно же, этим занимаются уже довольно долго.
Как энтомологи и микологи не теряют надежды в поиске безопасных и экологически чистых средств борьбы с мухами, так и редакция паблика #КнигаРастений не теряет надежды, что эта статья понравится вам, уважаемые читатели, и вы вернётесь к нам завтра.