Интересно, замечают ли свой переход в мир иной те, кто, по сути, никогда вполне и не принадлежал этому миру?
Жизнь не была благосклонна к красивой, талантливой, непокорной и неуправляемой, как норовистая лошадь, молодой художнице Леоноре Каррингтон, словно наказывая её за мятежный нрав, за побег из аристократической среды, за неподобающие отношения с женатым художником-авангардистом Максом Эрнстом, который был старше на целых 26 лет...
Начало истории:
Леонора не привыкла считаться с мнением окружающих, не признавала ни рамок, ни условностей. И потому ей было уготовано судьбой испытать крушение надежд, потерять рассудок, оказаться в сумасшедшем доме, узнать предательство – но затем снова возродиться в совсем другой среде, стать знаменитой и встретить новую любовь.
«При истинном странствии не ведают, куда идут. При истинном познании не ведают, что постигают…»
Началась Вторая мировая война, и романтическая идиллия двух творческих начал разлетелась в прах: в 1939 году Эрнст, немец по национальности, был арестован властями по как подданный страны-противника. Попал в лагерь для интернированных в Ле Милль, освобождён по ходатайству Элюара и снова схвачен по доносу местного жителя, который утверждал, что художник подавал световые сигналы врагу.
Потрясённая арестом возлюбленного, Леонора пережила серьёзный нервный срыв. Не имея никаких вестей от Макса и спасаясь от фашистской оккупации, по настоянию подруги перебралась в Испанию.
«Мне пришлось покинуть Европу из-за Гитлера. Наци ненавидели сюрреалистов», – писала измученная душевными страданиями и неизвестностью художница в своём дневнике. Она ничего не скрывала из вызывающих дрожь ужаса подробностей: ни бесконечных верениц беженцев на дорогах, ни обезображенных бездыханных тел, ни того, что солдатня надругалась над ней где-то в окрестностях Мадрида, ни картин нарастающего и поглотившего её сознание безумия.
Эрнст же дважды бежал из лагеря, а свободу смог получить, заключив брак с гражданкой Франции Марией-Бертой.
Вернувшись в Сен-Мартен-д’Ардеш, он обнаружил, что Леонора уехала, а дом продан. По совету сына Джимми, жившего в Нью-Йорке, художник решил покинуть Европу и эмигрировать в США. В получении убежища ему помогли директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр и…галеристка Пегги Гуггенхайм, которая когда-то приобрела несколько его работ.
Пегги вместе с дочерью, Максом и его сыном Джимми совершили путешествие по Америке, а в декабре 1941 года состоялось бракосочетание Макса Эрнста и Пегги Гуггенхайм. Правда, хватило его ненадолго: уже в 1943 Эрнст расторг этот брак, влюбившись в художницу Доротею Таннинг.
Так или иначе, для Леоноры Каррингтон в жизни ветреного Макса больше не было места.
Узнав о предательстве возлюбленного, она пережила второй нервный срыв, учинила скандал в посольстве Британии в Мадриде и была помещена в психиатрическую клинику в Сантандере.
Кстати, отражённый в автобиографии и кажущийся шизофреническим бредом факт о бегстве из клиники на подводной лодке подтверждает большинство биографов Леоноры Каррингтон: субмарину, на которой прибыла преданная няня, послал за дочерью отец, желая забрать её в Англию. Однако художница ещё раз доказала, что не поддаётся ни давлению, ни дрессуре: она снова сбежала, на этот раз от всех.
Заключив фиктивный брак с другом Пабло Пикассо, американским послом Ренато Ледуком, Леонора уехала в США, а оттуда – в Мексику, которая станет её второй родиной, пристанищем почти на 70 лет, местом, где она обрела себя и получила настоящее признание.
В Мексике Леонора Каррингтон встретила и новую любовь: ею стал венгерский фотограф Эмерико (Чики) Вайс, в счастливом и гармоничном браке с которым она прожила 40 лет – вплоть до смерти супруга в 2007 году. Появились на свет двое сыновей: Габриэль и Пабло.
В этот счастливый период жизни Леонора Каррингтон создала внушительную серию картин и рисунков, а также книг («Дом страха», «Дебютантка», «Каменная дверь», «Слуховая трубка»), наполненных таким характерным для неё чёрным юмором.
Говорят, в процессе создания ею картин было что-то мистическое, даже дьявольское – сродни алхимии или колдовству. Леонора Каррингтон, словно ведьма, варила некое волшебное зелье: бросала в котёл корешки неведомых растений, порошки секретных снадобий, а также хвост ящерицы, истолчённые в алмазную пыль копыта единорога и пыльцу с крыльев гигантской бабочки, приправляя всё это каббалистическими заклинаниями.
Она никогда не давала интервью – полагая, вероятно, что всё важное уже сказала в своих книгах, остальное выразила в виде символов, образов и знаков в картинах. Впрочем, на толкование и расшифровку символики загадочных полотен времени тоже не тратила, оставляя воображению зрителя пространство для мыслительной работы.
Читайте также:🕍
В мастерской, расположенной в её доме в Мехико, царил, по выражению британского коллекционера Эдварда Джеймса, «апокалиптический беспорядок», а на крыше Леонора выращивала марихуану, которую покуривала вместе с сыном.
Леонора Каррингтон скончалась в Мехико 25 мая 2011 года в возрасте 94 лет.
В июне 2017 года Национальный автономный университет Мексики выкупил дом художницы на улице Чиуауа в самом сердце квартала Колониа-Рома у её сына Пабло Вайса Каррингтона – тот искал организацию, которая могла бы взять на себя содержание дома, оставив его общедоступным.
«Около 95% пространства осталось точно таким же, как было при Леоноре, – говорит Осорио, директор университета по научной работе и культурным вопросам. – Когда переступаешь порог, кажется, что она только что вышла».
Часть коллекции картин и скульптур Леоноры Каррингтон были предоставлены Пабло Вайсом Центру искусств мексиканского города Сан-Луис-Потоси, где 22 марта 2018 года открылся Музей Леоноры Каррингтон.
На торгах аукционного дома Christie’s в 2005 году картина Леоноры Каррингтон «Juggler» («El Juglar», 1954) была продана за 713 000$, установив новый ценовой рекорд стоимости работ здравствующего художника-сюрреалиста.
Напрочь лишённая стремления приукрашивать реальность, правдивая и прямолинейная, как всегда, на вопрос об истоках вдохновения Леонора Каррингтон отвечала: «Всё очень просто: если вы хотите есть, то идёте на кухню или лезете в холодильник. Творчество – это никакое не озарение, а элементарный голод. Или ты его испытываешь, или нет».
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.