Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Полный сюр» Леоноры Каррингтон: крушение любви, рождение успеха и жизнь за гранью разума

Оглавление

Интересно, замечают ли свой переход в мир иной те, кто, по сути, никогда вполне и не принадлежал этому миру?

Жизнь не была благосклонна к красивой, талантливой, непокорной и неуправляемой, как норовистая лошадь, молодой художнице Леоноре Каррингтон, словно наказывая её за мятежный нрав, за побег из аристократической среды, за неподобающие отношения с женатым художником-авангардистом Максом Эрнстом, который был старше на целых 26 лет...

Начало истории:

«У меня не было времени, чтобы стать чьей-то музой. Я была слишком занята, восстав против моей семьи и учась быть художником». Леонора Каррингтон
«У меня не было времени, чтобы стать чьей-то музой. Я была слишком занята, восстав против моей семьи и учась быть художником». Леонора Каррингтон

Леонора не привыкла считаться с мнением окружающих, не признавала ни рамок, ни условностей. И потому ей было уготовано судьбой испытать крушение надежд, потерять рассудок, оказаться в сумасшедшем доме, узнать предательство – но затем снова возродиться в совсем другой среде, стать знаменитой и встретить новую любовь.

«При истинном странствии не ведают, куда идут. При истинном познании не ведают, что постигают…»

Началась Вторая мировая война, и романтическая идиллия двух творческих начал разлетелась в прах: в 1939 году Эрнст, немец по национальности, был арестован властями по как подданный страны-противника. Попал в лагерь для интернированных в Ле Милль, освобождён по ходатайству Элюара и снова схвачен по доносу местного жителя, который утверждал, что художник подавал световые сигналы врагу.

Leonora Carrington, Max Ernst, and their friends, 1937, photo by Lee Miller
Leonora Carrington, Max Ernst, and their friends, 1937, photo by Lee Miller

Потрясённая арестом возлюбленного, Леонора пережила серьёзный нервный срыв. Не имея никаких вестей от Макса и спасаясь от фашистской оккупации, по настоянию подруги перебралась в Испанию.

«Мне пришлось покинуть Европу из-за Гитлера. Наци ненавидели сюрреалистов», – писала измученная душевными страданиями и неизвестностью художница в своём дневнике. Она ничего не скрывала из вызывающих дрожь ужаса подробностей: ни бесконечных верениц беженцев на дорогах, ни обезображенных бездыханных тел, ни того, что солдатня надругалась над ней где-то в окрестностях Мадрида, ни картин нарастающего и поглотившего её сознание безумия.

Эрнст же дважды бежал из лагеря, а свободу смог получить, заключив брак с гражданкой Франции Марией-Бертой.

Леонора Каррингтон. «The Ancestor» («Предок»), 1968
Леонора Каррингтон. «The Ancestor» («Предок»), 1968

Вернувшись в Сен-Мартен-д’Ардеш, он обнаружил, что Леонора уехала, а дом продан. По совету сына Джимми, жившего в Нью-Йорке, художник решил покинуть Европу и эмигрировать в США. В получении убежища ему помогли директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр и…галеристка Пегги Гуггенхайм, которая когда-то приобрела несколько его работ.

Пегги вместе с дочерью, Максом и его сыном Джимми совершили путешествие по Америке, а в декабре 1941 года состоялось бракосочетание Макса Эрнста и Пегги Гуггенхайм. Правда, хватило его ненадолго: уже в 1943 Эрнст расторг этот брак, влюбившись в художницу Доротею Таннинг.

Так или иначе, для Леоноры Каррингтон в жизни ветреного Макса больше не было места.

«The Lovers» («Любовники»), 1987
«The Lovers» («Любовники»), 1987

Узнав о предательстве возлюбленного, она пережила второй нервный срыв, учинила скандал в посольстве Британии в Мадриде и была помещена в психиатрическую клинику в Сантандере.

Кстати, отражённый в автобиографии и кажущийся шизофреническим бредом факт о бегстве из клиники на подводной лодке подтверждает большинство биографов Леоноры Каррингтон: субмарину, на которой прибыла преданная няня, послал за дочерью отец, желая забрать её в Англию. Однако художница ещё раз доказала, что не поддаётся ни давлению, ни дрессуре: она снова сбежала, на этот раз от всех.

Заключив фиктивный брак с другом Пабло Пикассо, американским послом Ренато Ледуком, Леонора уехала в США, а оттуда – в Мексику, которая станет её второй родиной, пристанищем почти на 70 лет, местом, где она обрела себя и получила настоящее признание.

«Labyrinth» («Лабиринт»)
«Labyrinth» («Лабиринт»)
«Semaine», 1956
«Semaine», 1956

В Мексике Леонора Каррингтон встретила и новую любовь: ею стал венгерский фотограф Эмерико (Чики) Вайс, в счастливом и гармоничном браке с которым она прожила 40 лет – вплоть до смерти супруга в 2007 году. Появились на свет двое сыновей: Габриэль и Пабло.

В этот счастливый период жизни Леонора Каррингтон создала внушительную серию картин и рисунков, а также книг («Дом страха», «Дебютантка», «Каменная дверь», «Слуховая трубка»), наполненных таким характерным для неё чёрным юмором.

«Автопортрет с ортопедической скобой», 1973. «Я страдаю при мысли, что моё одиночество может быть отнято у меня множеством беспощадно благонамеренных людей». Леонора Каррингтон, «Слуховая Трубка»
«Автопортрет с ортопедической скобой», 1973. «Я страдаю при мысли, что моё одиночество может быть отнято у меня множеством беспощадно благонамеренных людей». Леонора Каррингтон, «Слуховая Трубка»

Говорят, в процессе создания ею картин было что-то мистическое, даже дьявольское – сродни алхимии или колдовству. Леонора Каррингтон, словно ведьма, варила некое волшебное зелье: бросала в котёл корешки неведомых растений, порошки секретных снадобий, а также хвост ящерицы, истолчённые в алмазную пыль копыта единорога и пыльцу с крыльев гигантской бабочки, приправляя всё это каббалистическими заклинаниями.

«Friday» («Пятница»), 1978
«Friday» («Пятница»), 1978
«Three Women with Crows» («Три женщины с воронами»), 1951
«Three Women with Crows» («Три женщины с воронами»), 1951

Она никогда не давала интервью – полагая, вероятно, что всё важное уже сказала в своих книгах, остальное выразила в виде символов, образов и знаков в картинах. Впрочем, на толкование и расшифровку символики загадочных полотен времени тоже не тратила, оставляя воображению зрителя пространство для мыслительной работы.

Читайте также:🕍

В мастерской, расположенной в её доме в Мехико, царил, по выражению британского коллекционера Эдварда Джеймса, «апокалиптический беспорядок», а на крыше Леонора выращивала марихуану, которую покуривала вместе с сыном.

«Friday the Thirteenth» («Пятница, тринадцатое»), 1965
«Friday the Thirteenth» («Пятница, тринадцатое»), 1965
-12

Леонора Каррингтон скончалась в Мехико 25 мая 2011 года в возрасте 94 лет.

В июне 2017 года Национальный автономный университет Мексики выкупил дом художницы на улице Чиуауа в самом сердце квартала Колониа-Рома у её сына Пабло Вайса Каррингтона – тот искал организацию, которая могла бы взять на себя содержание дома, оставив его общедоступным.

«Около 95% пространства осталось точно таким же, как было при Леоноре, – говорит Осорио, директор университета по научной работе и культурным вопросам. – Когда переступаешь порог, кажется, что она только что вышла».

«Лодка цапель». Скульптура в центральном дворе музея художницы в г. Сан-Луис-Потоси, Мексика
«Лодка цапель». Скульптура в центральном дворе музея художницы в г. Сан-Луис-Потоси, Мексика
«Cleaning a hundred times» («Стократная уборка»), 1963
«Cleaning a hundred times» («Стократная уборка»), 1963

Часть коллекции картин и скульптур Леоноры Каррингтон были предоставлены Пабло Вайсом Центру искусств мексиканского города Сан-Луис-Потоси, где 22 марта 2018 года открылся Музей Леоноры Каррингтон.

На торгах аукционного дома Christie’s в 2005 году картина Леоноры Каррингтон «Juggler» («El Juglar», 1954) была продана за 713 000$, установив новый ценовой рекорд стоимости работ здравствующего художника-сюрреалиста.

Напрочь лишённая стремления приукрашивать реальность, правдивая и прямолинейная, как всегда, на вопрос об истоках вдохновения Леонора Каррингтон отвечала: «Всё очень просто: если вы хотите есть, то идёте на кухню или лезете в холодильник. Творчество – это никакое не озарение, а элементарный голод. Или ты его испытываешь, или нет».

Леонора Каррингтон и Макс Эрнст
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст
Скульптуры Леоноры Каррингтон
Скульптуры Леоноры Каррингтон

Вас может заинтересовать:

Люблюкота: новые истории одной спасённой жизни
ГалопомПоЕвропам22 января 2021

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

«La maja del tarot» («Таро Майя»), 1965
«La maja del tarot» («Таро Майя»), 1965
«Portrait of Max Ernst» («Портрет Макса Эрнста»), 1939. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
«Portrait of Max Ernst» («Портрет Макса Эрнста»), 1939. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
-19
-20