Прозападную ориентацию первого русского императора в области культуры все вы прекрасно знаете. Благодаря ей нашу державу при его потомках перестали называть частью Азии (хотя и не сразу…). Однако стремление ко всему европейскому не пришло в голову Петру просто так. Сначала появилось отвращение ко всему «ордынскому» (с чем правителю пришлось познакомиться во время мытарств в рамках нескольких своих провальных военных кампаний).
Впрочем, и до этого события Петр Алексеевич морщился от всего славянского и восточного. Факт! Чистокровная немка Екатерина Вторая любила славян намного больше чем «русак»…
Петр старался выбить из своих подданных всю эту, по его словам, дикость. Причем, не только отрезанием бород и запретом на кафтаны… Обсуждаемый тут правитель вообще хотел поменять у русских вектор восприятия. Стоит лишь принять во внимание всего 1 его фразу «С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русским – не так… Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей». Это было сказано великим реформатором и приводится в одной из книг мыслителя Костомарова…
Соглашусь, однако, не с точностью высказывания (она не доказана), а, скорее, с ее актуальностью на период петровского управления нашим полиэтничным Отечеством. Разную часть державы Романов называл по-своему, проявляя особенности не национального, а культурного шовинизма.
1. Сарынь. Термин взят из жаргона волжских разбойников. Им они обозначали всех, кто не принадлежал их братству (как правило, беглых от своих крепостников людей). Позже (вплоть до XIX столетия) так звали конкретно бурлаков (на последнем этапе своего существования термин стал синонимом понятию «сволочь»). Но в XVIII в народная лексема имела куда более широкую семантику, подразумевающую все то, что не укладывалось в официальные рамки русской имперской культуры.
Этимология слова до сих пор спорна, но, скорее всего, оно имеет тюркское или даже протобулгарское происхождение, а в оригинале звучало как «сарын».
Петр Первый называл «сарынью» любых казаков (от запорожских и донских до хоперских и гребенских), а также севрюков… Если до предательства Мазепы он еще грезил об интеграции этой части населения в «великороссов», то позже мечтал «вывести его под корень». Такой был «добрый» царь…
Впрочем, уже через год он одумался и даже издал манифест, запрещающей попрекать…
2. …малороссов за измену Мазепы. Но в разряд «малороссов» попало лишь гражданское население – земледельцы, скотоводы, бортники, чумаки с окраинных (украинных) мест. Малороссам Петр посвятил много записей, объясняя нам, кого к ним причислять. Главное, он запретил над ними надсмехаться и использовать всякие национал-шовинистские обзывательства, которые (из-за политики площадки) я озвучивать не буду. Дело в том, что половина «украинных» жителей все-таки не поддержала политику Мазепы. И Петр это оценил по достоинству.
Кстати, в указе 1710 года нельзя было обижать и черкасов (только вот не понятно, кто под ними тогда подразумевался – уже адыги или…).
3. Раскольники. Этим термином наш первый император именовал всех, кто разбежался по окраинам России (и даже прилегающим к ее новым границам неосвоенным местам). По сути, в раскольники была «записана» половина населения, так и не признавшая реформу церкви, устроенную еще при батюшке царя. Император всячески способствовал деятельности миссий РПЦ в глухих районах – дабы «тащить» староверов в подданство…
Конечно, никакими «раскольниками» люди себя не считали. Были уверены, что те, кто подчинился раболепствующей перед властью РПЦ, наоборот, откололись от единой веры.
Конечно, более всего Петра пугал старец Левин, открыто называвший царя «антихристом».
4. Православные. А эта группа жителей страны как раз и признавалась императором «правильным» русским населением. Ясно, что старообрядцы в рамки не укладывались. А большая группа «православных» «рекрутировалась» из немцев, голландцев, балтов и т.д...
Иные считают, что Нарышкины, которых Петр особо уважал, тоже не совсем русские. Они, мол, происходят от караимского рода хазарских времен. Тогда русские лишь начинались…
В целом Петр был безразличен к национальности и вере, часто повторяя нерусским людям «По мне будь крещен или обрезан – едино, лишь будь добр человек и знай дело». И это – истина…
А эта фраза относится ко всем категориям: «Берегите пушки, солдатню бабы еще нарожают»… Наверное, это и есть лозунг-лейтмотив всего военного аспекта деятельности первого из Петров Романовых. Населением страны он распоряжался смело и беспощадно, зная его огромный ресурс.
В обзоре автор никоим образом не уменьшает исторической значимости реформ Петра, продолживших, кстати, еще более великие реформы его отца, Алексея Михайловича Романова…
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Пожертвовать автору на умные книжки!
Благодарю тебя добрый человек!