Мы с вами часто говорили о тех проблемах, с которыми сталкивается Европа при ведении экономической войны против России в целом, и против наших энергетических компаний в частности. Также мы отмечали те трудности, которые возникают у Европы при попытке заменить российские углеводороды. Обсуждали их сложности с экономикой, с качеством жизни, с коммунальной сферой и так далее.
Но не надо забывать о том, что проблемы возникают и с нашей стороны. Россия в настоящее время теряет часть европейского рынка. Если брать летние месяцы 2022 года и сравнить их с летними месяцами 2021 года, то поставки российского газа в ЕС сокращены кратно (в 3–4 раза и даже больше). Мы вынуждены это делать из-за всяких историй с турбинами, из-за того, что Польша национализировала российскую долю в газопроводе "Ямал – Европа" и так далее. Отчасти сокращению поставок способствует и сама Россия, которая не старается как можно быстрее восстановить поставки в Европу. Тем более, что пока в Европе высокая цена на газ, это отчасти компенсирует нам недополученную прибыль. Ну а что делать дальше?
Не исключена ситуация, что ЕС вообще полностью откажется от российского газа. "Назло бабушке отморожу уши", как говорится. Кроме того, нельзя исключать и вероятность того, что российское руководство также примет решение о прекращении поставок газа в Европу, имея ввиду, что нас всё равно выкидывают с рынка, так зачем помогать им пережить последние месяцы.
Поэтому сегодня давайте посмотрим на ситуацию со стороны России. Что же нам все-таки нужно делать, чтобы найти альтернативу выпадающему рынку Европы? Итак, нам нужно заместить порядка 140–150 трубопроводного газа и порядка 15 млрд кубометров СПГ, которые поставляются в европейские страны.
Первое, что необходимо сделать – это ускорить переговоры по трубопроводу "Сила Сибири 2", который позволит отправить в Китай порядка 55 млрд кубометров газа, а возможно и больше в зависимости от того, как будут выглядеть конечные экономические и технические решения. Пока, к сожалению, контракта нет. Переговоры идут много лет. Китайцы пытаются выторговать себе лучшие условия, считая, видимо, что у них выигрышное положение. Хотя на самом деле это не так. Об этом более подробно я рассказывал в ролике про тайваньскую историю:
Если говорить кратко, то Китай очень даже уязвим, особенно в случае начала более интенсивной фазы конфликта с США. Поэтому китайцам точно также нужно ускорение переговоров по "Силе Сибири 2", и, вероятно, в ближайшие месяцы мы увидим ускорение по этому направлению. Отмечу, что после подписания контракта потребуется ещё минимум три года для строительства трубы.
Далее. Необходимо ускорить разработку своих собственных технологий крупнотоннажного сжижения газа, которых в России к настоящему моменту нет. Пока это не сделано, многие наши проекты анонсированные и уже реализованные ("Сахалин–2", "Ямал СПГ") основаны на импортных технологиях, несмотря на попытку частичного импортозамещения. У России есть вариант либо консолидировать усилия энергетических и технологических компаний при поддержке правительства и создать на горизонте нескольких лет свои технологии крупнотоннажного сжижения. Ну или можно усовершенствовать российские технологии среднетоннажного (менее 1 млн тонн СПГ в год) сжижения.
Пока они далеки от идеала, вспомним хотя бы признания главы НОВАТЭКа Михельсона относительно технологии "Арктический каскад". На базе доведенных до ума технологий по производству среднетоннажного СПГ можно построить производственные мощности в рамках проекта "Арктик СПГ–2". Среднетоннажных линий в рамках одного проекта придется, конечно, делать больше, чем крупнотоннажных. В мире уже есть большие заводы СПГ, реализованные не на крупнотоннажной, а на среднетоннажной технологии сжижения (Calcasieu Pass в США на 18 среднетоннажных линий) Однако это тоже потребует немалого количества времени, и опять же здесь желательно увидеть своего рода "нацпроект", в котором участвуют и компании, и правительственные структуры. Если каждая компания или ведомство будут тянуть одеяло только на себя, прорыва в сфере национальных технологических компетенций по СПГ мы еще долго не увидим.
Кроме того, России нужно думать о том, как увеличить внутреннее потребление газа. У нас и так внутри страны потребляется порядка 2/3 всего добываемого газа, но нужно больше. Согласно оценке Алексея Миллера, социальная газификация – это порядка 20 млрд кубометров в год. Кроме того, плюс газомоторное топливо – это ещё порядка 10 млрд кубометров.
А как же замещать всё остальное? Итак, помимо трубы в Китай, СПГ и внутренней газификации – возможно проведение "новой индустриализации" России. А именно – строительство новых газоёмких химических и металлургических предприятий. Да, всё это также требует значительных усилий, но в принципе это сделать можно. Некоторые вещи буквально напрашиваются сами. Скажем, производство азотных удобрений, себестоимость которых практически полностью стоит из себестоимости газа. Возможны и другие проекты. Однако для этого необходимо принятие полноценной программы долгосрочного развития от правительства.