Найти тему
Юрист на пенсии

Как правильно регистрировать ипотечную недвижимость: советы от специалиста

Приветствую вас, уважаемые читатели моего канала. Чтобы получить право собственности на взятую в кредит квартиру или участок, необходимо все данные занести в ЕГРН.

Регистрация в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) — завершающий этап сделки купли-продажи квартиры или земли по ипотечному договору.

После оформления в банке кредита на приобретение недвижимости следует обратиться в Росреестр, чтобы сведения о сделке включили в ЕГРН. После этого квартира или участок официально переходят в законную собственность ипотечного заемщика, но до погашения кредита она будет находиться в залоге.

Как же правильно зарегистрировать недвижимость, купленную в ипотеку? Давайте разбираться вместе!

Зачем нужна регистрация?

Оформление сделки в ЕГРН гарантирует юридическую силу ипотечного договора, в котором закрепляют соглашение сторон о передаче квартиры или земельного участка в залог банку.

Регистрация в ЕГРН доказывает право собственности на имущество на государственном уровне. Оспорить оформленную сделку можно только в судебном порядке.

В реестре фиксируют данные владельца недвижимости, технические характеристики помещения, информацию о наличии обременения.

После регистрации ипотечная квартира переходит в собственность покупателя, но на него накладывают обременение (ограничение на всякого рода сделки) до полного погашения банковского кредита.

Согласно Гражданскому кодексу и другим законам, пока человек не вернет всю заимствованную сумму, он не сможет без согласия банка продать недвижимость, подарить, обменять, сделать перепланировку.

Куда обратиться, чтобы получить регистрацию?

Чтобы зарегистрировать ипотеку, нужно обратиться в Росреестр или в МФЦ с совместным заявлением от заемщика и банка, сказано в Законе «О государственной регистрации недвижимости».

Обратите внимание, что регистрацией в Росреестре может заняться нотариус, а крупные банки могут зарегистрировать сделку и через Интернет.

При этом стоит учитывать, что если регистрацией сделки занимается нотариус, то он несет ответственность за сделку, проверяет собственника и продавца. Именно поэтому нотариальное оформление — самое безопасное, но оно более затратное, потому что человек должен оплачивать услуги нотариуса.

Электронной регистрацией в ЕГРН занимаются далеко не все банки, а нотариус стоит недешево, поэтому многие люди регистрируют собственность самостоятельно.

Особенности личной регистрации недвижимости

К заявлению, которое подают в Росреестр лично или через МФЦ, следует приложить следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность покупателя,
  • договор купли-продажи и ипотеки,
  • правоустанавливающее свидетельство предыдущего собственника недвижимости,
  • технический паспорт на жилье,
  • залоговую бумагу из банка,
  • квитанцию об оплате госпошлины (для граждан это 1000 рублей).

Обратите внимание, что росреестр может запросить также дополнительные документы.

Затем в ведомстве проверят все представленные бумаги и законность сделки и зафиксируют информацию о ней в реестре.

Регистрация ипотеки жилья займет пять рабочих дней, а участков земли, зданий или нежилой недвижимости — пятнадцать. После оформления заявителю предоставят выписку из ЕГРН.

-2

Как быть, когда кредит на квартиру полностью выплачен?

Как только человек закрыл ипотечный кредит — по графику или досрочно, в ЕГРН должны аннулировать заметку о наличии обременения на квартиру. Теперь собственник может распоряжаться своим имуществом, не спрашивая разрешение у банка.

Согласно статье 25 Закона «Об ипотеке», Росреестр удаляет запись об обременении на основании заявления от банка и клиента и закладной с записью о том, что человек уплатил всю сумму долга.

Заявление можно подать в МФЦ или лично в Росреестр. Если у банка есть какие-то претензии, но клиент погасил кредит, он может обратиться в суд, который вынесет судебное решение, подтверждающее закрытие ипотеки.

В этом случае решение суда предоставляют в Росреестр вместо закладной. Снять обременение ведомство должно в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления.

На этом все, надеюсь, что статья была вам полезна. Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на мой канал.