Найти тему

Модернизация Т-28 экономический аспект.

Альтернативщики рассматривают разные варианты развтития танков второй мировай войны. Хочу посмотреть на это с экономической точки зрения. Для меня экономика это в первую очередь выраженные в денежном эквиваленте затраты труда и материалов на изготовление танка. Например в довоенном СССР самым дешевыми были плавающие Т-38 всего 33 тыс. руб. Немного дороже стоил Т-26 от 64тыс до 71тыс. руб. БТ-7 от 110-170тыс. руб., а Т-28 стоил 288тыс. руб. Соответственно промышленость могла изготовить из имеющихся ресурсов имеющимися силами за единицу времени Т-26 - 1шт; БТ-7 - 0,4шт; и Т-28 всего 0,25шт. Окупится ли уменьшение выпуска лучшими ТТХ это нужно понять.

В данном случае рассмотрим альтернативный проект модернизации танка Т-28 и попробуем снизить его цену.

Техническая сторона модернизации уже описана ранее в стате "Т-28 - Глубокая альтернатичная модернизация". Её смысл в переходе к однобашенной конструкции и к поперечной установке менее мощного двигателя М-6.

При этом вес корпуса снизится для образца 1938г с 10,4 до 4,8т. (1933г с 8,5т до 4т).

Рассмотрим стоимость. Начнем с комплектующих на что можно рассчитывать:

Двигатели.

Автомобильные в комплекте с КПП и сцеплением стоили:

ЗиС 5- 4,5тыс руб, (59руб/л.с)

ГаЗ 202 (ГаЗ-11) - 4,3тыс руб.(51руб/л.с)

ГаЗ ААА 1,2тыс руб (24руб/л.с)

ГаЗ 203(спарка) 8тыс руб (47руб/л.с)

Реурс до кап. ремонта всех автомобильных двигателей порядка 70тыс км или 2тыс. моточасов.

Штатный М17 - от 18 до 19тыс. руб. Ресурс 400 м/ч (38руб/л.с)

Для сравнения двигатель Т-26 стоил 11,5тыс руб.(600 моточасов) или (121руб/л.с).

Дизель В-2 стоил 61,7тыс руб. То есть как весь танк Т-26 в сборе. Заявленный ресурс 100моточасов на стенде и 50 моточасов на танке! Фактические даные на 1943г: 76моточасов до полного выхода из строя. (124руб/л.с)

Штатные радиаторы: масляный 1,9тыс руб, водяной 2х3300руб.

Вентилятор от Т-28 с отдельным приводом стоил целых 8тыс. руб.

Бронекорпус. Возмем аналог - корпус Т-35. Он весил 18,5т стоил 100тыс руб то есть 5,343р/кг В пересчете для Т-28 при весе 10,4т должен стоить 55,6тыс. руб. При снижении веса до 4,8т стоимость снизится до 25,6тыс руб.

Башни 17тыс. руб. большая 13,2тыс руб. 6,6руб/кг.малая примерно 300кг - 1,9тыс руб.

Трансмиссия 32,5тыс.руб. В стоимость входит:

Главный фрикцион 4тыс.руб; КПП 12тыс руб. бортовые фрикционы 6тыс. руб. бортовая передача 10,5тыс. руб.

Подвеска 67,6 тыс. руб.в эту стоимость входит:

Ведущее колесо по 7,5тыс. руб.(два 15тыс) направляющее колесо 5тыс. руб. (два - 10тыс руб). Каток 315руб. 48шт стоят 15тыс руб рессорные каретки 168кг. стоили примерно по 1 тыс. руб. 12шт - 12тыс руб. Гусиница: возмем данные по аналогу. У Т35 она весила 2,2т и стоила 19тыс. руб. Соответственно 8,6руб/кг. Для Т-28 1,1т будет 9,4тыс руб. Свечные амортизаторы 75кг ориентировачно стоили 444руб.х12шт =5тыс руб. Балансиры подвески 12шт весили 420кг стоили примерно 1,2тыс руб.

Вооружение 20,6тыс руб: пушка КТ 28 - 16,6 тыс руб. Пулеметы ДТ 4штх 1тыс руб = 4тыс. руб.

Итого комплектация на Т - 28 стоила примерно 228тыс. руб.

Видимо стоимость сборочных работ составляла 60тыс. руб.

Поробуем рассчитать стоимость глубоко модернизированного Т-28

Вооружение 17,6тыс. руб

Башня те-же 13,5тыс. руб

Бронекорпус будет стоить 25, 6тыс. руб.

Трансмиссия будет стоить наверное столько - же - 32,5тыс. руб. По крайней мере вес будет порядка 20т, значит сложность трансмиссии будет того же порядка, что и на базовом Т-28. Упрощать ее не стоит можем пртерять надежность.

Подвеска будет стоить 44тыс. руб: ведущие и направляющие колеса 25тыс. руб, 32 катка 10тыс. руб более короткая гусиница весом в 0,58т стоящую 5тыс. руб. Свечные амортизаторы 3,5тыс балпнсиры 1тыс.

В итоге подвеска будет стоить на 35%дешевле.

Двигатель 16тыс. руб

Радиаторы те же 8тыс. руб.

А вот привод вентелятора целесообразно заменить на более дешевый. Думаю в 2 тыс. руб можно вполне вписатся.

В итоге, глубокая модернизация с двигателем М-6 будет стоить по комплектации 159,2тыс. руб. Сложность сборки уменьшится не сильно. Не нужно будет ставить 2 пулеметные башни и несколько элементов подвески. Впрочем стоимость самоходки Stuglll, несмотря на более толстую броню была на 20% дешевле базового танка Т-lll. Так что, отказ от двух башен это примерно 40% стоимости Т-38. Полгаю что стоимость монтажа башен была по 4,5 тыс. руб за штуку так же на 35% упростится сборка подвески ориентировочная стоимость сборки будет порядка 44тыс. руб и итоговая стоимость модернизированного танка 202тыс. руб.

Для Т-28 образца 1933года стоимость бронекорпуса будет меньше на 7,5тыс руб. Попробуем снизить стоимось заменив авиадвигатель М-17 на @более дешевые варианты. Так как вес машины уменьшится до 17,6т можно принять удельную мощность аналогичную Т-26 в 9,7 - 11л.с/т. Это реализуемо при установке спарки двигателей ГАЗ 202Ф или ЗиС-16Ф. Это обеспечит максимальную скорость в 32км/ч. Конечно 45км/ч лучше, но за счет уменьшения скорости мы получим, при переходе на автомобильный двигатель, огромный моторесурс и меньшую стоимость не только самой машины, но и ее эксплуатации. В величину 10л.с./т можно вписатся и с более тяжелым корпусом обр. 1938г., применив спарку двигателей ЗиС101 или ЗИС 16Ф мощностью по 110л. с. и 96л.с каждый.

Кроме снижения цены на 16,4 тыс. руб: двигатель 8тыс.руб, радиаторы 8,4тыс руб, будет экономия на техобслуживании. Т. к. ресурс автомобильного двигателя будет в самом худшем случае 1тыс моточасов. (изначально 2,5тыс моточасов).

Рассмотрим вариант применения спарки автомобильных двигателей ГаЗ 202Ф по 86л.с или ЗиС 16Ф по 96л.с каждый.

В итоге глубоко модернизированный Т-28 обр. 33г со спаркой автомобильных двигателей ГАЗ 202Ф будет стоить по комплектации 142,8тыс руб. А с учетом сборки 189тыс. руб. Таким образом стоимость Т-28 будет сопоставима с БТ-7М. При этом могущество снаряда 76мм пушки значительно выше чем у 45мм орудия, а толщина брони 20-30мм, по сравнению с 15-20мм у БТ-7 значительнт повысит живучесть машины на поле боя.

Получив приемлимую стоимость далее включается эффект маштаба. В СССР с 1933 по 1940г произвели 503шт Т-28. То есть по 71шт/год это мелкосерийное производство. Следовательно стоимость такого производства будет выше чем у крупносерийного. Например самые массовые довоенные Т-26 изготовили 11307шт в среднем по 1000шт/год. Как работал эффект маштаба производства? Посмотрим как менялись цены на БТ, КВ и Т-34 при переходе от мелкосерийного к серийному производству.

Танк БТ - 2 в 1932г стоил 93тыс руб а через год 76тыс руб (-12%) еще через год БТ - 5 стоил уже 66 тыс руб. (-29%)

КВ первых выпусков стоили по 740тыс руб через год их стоимость снизилась до 635тыс руб. (-9%)

Т-34 в 1939г стоил 596тыс руб - через год 426тыс. руб. (29%).

Поэтому, если заказывать большую серию глубоко модернизированных танков Т-28 с автомобильными двигателями их цена может снизится от 9% до 29% составлять 170 -135 тыс. руб Для более тяжелых машин с двигателем М-6 порядка 182тыс руб. Эти машины вполне смогут решать задачи классических Т-28, при стоимости сопостовимой с БТ-7. А с двигателем М-6, имея удельную мощность в 15,7 л.с./т, вполне сможет решать задачи Бт-7.(28,8л.с/т). При использовании спарки автомобильных двигателей стоимость эксплуатации гораздо меньше чем у БТ. (4,1р/моточас против 47,5р моточас, для сравнения у БТ-7м с дизелем В-2 1350р/моточас!) И эти машины можно применять для обучения и на учениях. Из этого следует, что применять дизель В-2 до получения приемлемого моторесурса бессмысленно - вместо одного М-17 танк необходимо укомплектовать 5-7 двигателями В-2.

Наличие дешёвого и недорогово танка позволит обеспечить нормальный накат часов при подготовке экипажей и обеспечить приемлемый моторесурс боевых машин для обеспечения боеготовности дивизий.

В заключении отмечу, что выбор бензинового двигателя вместо дизеля, имеющего крайне малый ресурс, оправдан, ведь технически моторесурс 240 моточасов это 30 дней неприрывной работы или 2400км пробега - достаточно для проведения войсковой операции. Моторесурс в 50ч это 6 дней неприрывной работы или 500км пробега - этот фактически один бой. И все. Танк нужно отправлять на капремонт. Так что применение дизеля в конце 1930-хх значительно снижает боеготовность частей эксплуатирующих танки с дизельными двигателями.Поэтому вариант с дизелем даже не рассматриваю.

Огромное спасибо авторам:

Б. Н. Сухиненко"Т-28.МОДЕРНИЗАЦИЯ. «Невозможное – возможно»".

"ТАНКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ СТРАНЫ СОВЕТОВ" Сухиненко Б.Н.2017.

"Стоимость советских танков Второй мировой в цифрах" канал мировая история.