Найти тему
Записки не краеведа

Несколько слов о Манычско-Грузской санитарной станции

В предыдущих публикациях (ссылка в конце статьи) мы начали знакомство с существовавшей когда-то Манычско-Грузской санитарной станцией на соляном озере Грузском. Не удалось найти старинных фото станции для иллюстрации статьи, может у кого есть…

Ещё в пятидесятых годах прошлого столетия грузские озёра славились своими целебными грязями. Но как у нас водится манычская грязелечебница, просуществовав несколько лет, была заброшена, а грузские озёра служили до 1885 года исключительно для добывания соли.

И лишь с преобразованием солевого промысла в Донской области и отменой акциза на соль Донское областное правление вновь возбудило ходатайство об устройстве грязелечебницы с кумысолечебным заведением на Манычских озёрах.

3 апреля 1886 года ходатайство было утверждено и с этого дня можно считать начало возникновения Манычско-Грузской санитарной станции.
Над развитием и оборудованием её много поработали, бывший горный инженер в Донской области В. А. Вагнер и врач И. И. Владыкин, которым собственно станция и обязана своей научной постановкой…

Санитарная станция, содержащаяся на войсковой капитал, находится в Задонских степях Сальского округа. По почтовому тракту в 80 верстах от станицы Великокняжеской (ныне город Сальск), из которой теперь ходят на станцию автомобили, доставляющие туда в течение трёх часов. А три-четыре года тому назад больных перевозили исключительно на лошадях. И тогда приходилось на путешествие затрачивать более суток. Самое удобное сообщение по железной дороге до станции Великокняжеской Царицынско-Тихорецкой ветви Владикавказской дороги Ростов-Тихорецкая-Великокняжеская или Царицын-Великокняжеская.

Находясь в Задонских степях, станция по своим климатическим и естественным условиям является особенно ценным пунктом для слабогрудых и ревматиков. Сухой, чистый степной воздух, с южными, горячими лучами солнца быстро и благотворно действует на больных. Прекрасный кумыс, изготовляемый калмыками под наблюдением врачей, может считаться одним из первых по своему качеству кумысов в лечебницах России.

Кумыс, кефир, солнечные и воздушные ванны и рапа – это для слабогрудых, утомлённых и ослабевших. Но Манычская санитарная станция может с большим успехом конкурировать не только с русскими, но и даже с заграничными курортами – грязями. По своему составу она нисколько не уступает прославленным Сакским грязям в Крыму, но в некоторых составных своих частях даже выше, а главное её целебное преимущество – это ещё целина.

Кроме того, на Манычско-Грузской санитарной станции почти не существует разводных грязевых ванн, как например, в Ессентуках, где грязь привозят за несколько вёрст. На Маныче можно получить натуральную грязевую ванну, нагретую от 38 до 42 градусов солнцем. Таким образом, организм больного не подвергается влиянию дурно действующих газов и продукты усиленного обмена не задерживаются, как это происходит при разводных ваннах.

Прежде чем получить грязевые ванны организм больного подготавливается рапными ваннами соответствующей температуры, так называемыми «входными», и также, после курса грязевых ванн, больной получает несколько «отходных» рапных ванн с целью восстановить сократительность сосудов, подкрепить силы больного и сделать его более стойким в борьбе с простудой.

Вообще рапа или так называемая минеральная вода озера, которая по содержанию поваренной соли подходит к маточному рассолу, играет значительную роль в лечении на грузской станции. На цвет рапа желтоватая, а после отстаивания, в особенности во время засухи, бурого цвета, и на вкус горько-солёная…

Но целебные свойства неисчерпаемы.
Достаточно принять семь-восемь ванн, как больной чувствует бодрость и приток свежих сил во всём организме.
И над всем этим солнце, и чистый, мягкий ковыльный воздух степи.
Слово курорт к Манычско-Грузской санитарной станции применять совершенно нельзя.
Грузская станция – не курорт. Там нет никаких развлечений, она не изобилует очаровательными окрестностями; в ней жизнь так построена – что об удовольствиях и приятном времяпрепровождении не приходится и думать.
На Маныч приезжать нужно только лечиться. Конечно, можно и просто отдохнуть, и, безусловно, отдых будет полный, но нужно отказаться совершенно от весёлой «курортной» жизни.
На Маныче жизнь протекает монотонно, однообразно, и даже скучно… Хотя тот, кто действительно лечится, не замечает этой скуки.

День начинается с половины седьмого утра… Гудит гудок и приглашает на рапные ванны. Начинают свой день и кумысники…
У них своя работа выпить определённую порцию кумыса или кефира… А это не так-то легко…
В семь часов завтраки… С одиннадцати часов и до двух дня – грязевые ванны, солнечные, воздушные… Перед ваннами врачебный осмотр, массаж. С двух часов дня – обед. В пять часов дня опять рапные ванны… В семь-восемь ужин. Перед ужином врачебный осмотр, вспрыскивания, перевязки и т. д.
А в девять-десять часов все спят, чтобы с раннего утра начать опять то же самое…
При таком положении вещей совершенно некогда скучать и часто не хватает даже времени…
Правда, имеется небольшой духовой оркестр «для развлечения» по вечерам во время ужина, биллиард, крокет, но всё это трудно отнести к «курортным развлечениям»…

Врачебное отделение областного правления, в ведении которого находится санитарная станция, видимо пытается из станции создать курорт…
На наш взгляд эта попытка обречена на неудачу. По своему климатическому и географическому положению Манычско-Грузская станция никогда не будет и никогда не должна стать курортом.
Станция должна быть лечебницей и атмосфера и жизнь её должны строго согласовываться с лечебным, а не «курортным» режимом.

Постановка врачебной части на грузской станции совершенно согласуется с курсом климатической станции, но постановка, например, питания больных – абсолютно не соответствует режиму закрытых климатических лечебниц. Питание – самый больной вопрос на Манычско-Грузской станции.
Обыкновенно областное правление сдаёт буфет частным лицам, а это даёт совершенно нежелательный результат. Каждый год недоразумения с больными, нарекания на буфетчика, администрацию, и жалобы на врачебное отделение областному правлению в Новочеркасске. Кроме того должна была существовать определённая плата за курс лечения, включая сюда продовольствие, комнату и врачебный осмотр. А при теперешней «курортной» постановке дела многие сетуют на дороговизну лечения на Манычской станции: врачебный осмотр за весь курс лечения стоит 6 рублей, а комната обходится в месяц не менее 37 рублей. Стол же много дороже. Между тем урегулировать эти несуразности и перейдя к системе закрытого лечебного учреждения, можно достигнуть стройности в системе лечения больных и привлечения таковых ещё в большем числе.

Конечно, Манычско-Грузская санитарная станция и теперь уже начинает быть популярной, но нельзя же создавать диссонансы, совершенно ненужные и вредно отражающиеся на настроении и состоянии больного, часто приехавшего за тысячи вёрст. Есть и ещё кое-какие, мелкие недочёты, но о них не стоит говорить.
Тот, кто хочет быть здоровым, кто не боится скуки, - пусть едет на Маныч.

Ни в одной грязелечебнице так легко не достать ванн, как здесь. На Маныче не нужно стоять в очереди и ждать записей на ванны, здесь сам врачебный персонал заботится о вас и ждёт вашего прихода, а то и посылает за вами.
Заканчивая беглый очерк о Манычско-Грузской станции, хочется искренно пожелать расцвета этой прекрасной климатической станции

Иван Моторин
Газета «Утро юга» № 169 от 28 июня 1915 года.

В донских степях 1/4 Непредвиденный случай
Записки не краеведа21 июля 2021

Навигатор Сальский округ