Найти тему

Сенсорная алалия - что это?

Оглавление

Напоминаю, что рассматривать это речевое нарушение мы будем в языковом подходе (см. прошлую статью о подходах к алалии).

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи при сохранном физическом и фонематическом слухе. Когда ребенок правильно слышит, может довольно точно эхолалить, но не понимает смысла слов. То есть он воспринимает звуковую оболочку слова, но она не связывается со смыслом.

Причинами такой симптоматики является повреждение третичных (ассоциативных) полей височной области левого полушария.

Третичные поля обеспечивают высшие психические функции. Они формируются позже первичных и вторичных, так как нацелены на выполнение более сложных функций. Бывает, что гипоксия или другой агрессивный фактор задели самые молодые структуры, но не добрались до нижележащих.

Давайте чуть подробнее остановимся на строении мозга.

При сохранном физическом слухе звуковой сигнал воспринимается и доставляется по нервным волокнам к первичным полям височных областей. Они фиксируют: «принят звуковой сигнал». Далее раздражитель воспринимается вторичными полями. Они распознают и дифференцируют звуки речи. Затем третичные поля придают звуковой оболочке смысл.

Например, «З-А-Я-Ц», то есть речь идет о животном с длинными ушами, маленьким хвостиком, которое живет в лесу, любит морковку и т.п. Бывают игрушечные и настоящие зайцы… Это про общее понимание смысла слова.

А если вторичные поля височной области восприняли сигнал, а третичные не могут его адекватно обработать?

Представьте, что вы приехали в страну с другим языком. И к вам обращается иностранец, восклицая: «Ктащем». Вы хорошо расслышали звуковой состав слова, но оно вам ни о чем не говорит. Скорее всего, вы будете ориентироваться на контекст: смотреть, на что он указывает руками, какие предметы есть вокруг и т.п. Это существительное или глагол? Не понятно.

Но при сохранных третичных полях вы быстро выучите загадочный «ктащем». Если вам показывать предмет и называть его каждый раз «ктащем», то вы поймете, что это предмет посуды, аналог нашего кувшина, только с очень узким горлышком.

Такая «сборка» смысла произошла благодаря мыслительным операциям. Вы проанализировали детали предмета, обобщили образы разных «ктащем», категоризировали и т.д.

У ребенка с сенсорной алалией эти мыслительные операции нарушены из-за повреждения третичных полей. Поэтому придание смысла звуковой оболочке вызывает у него сложности.

Помимо непонимания речи основными симптомами сенсорной алалии являются:
- снижение вербального интеллекта;
- сравнительно более легкое нарушение интеллектуальных операций: идентификации, категоризации, обобщения и т.п.

В большинстве случаев будут наблюдаться эхолалии, так как у ребенка изначально есть желание общаться, и он будет создавать видимость диалога.

Однако, при сложный формах алалии возникает аутистический фасад, потому что из-за полного непонимания речи ребенок может отказываться от контакта. Он ощущает тревогу, ведь ему постоянно говорят что-то непонятное, злятся, что не понимает. Он отгораживается.

Я описала картину тяжелой формы сенсорной алалии. Часто она встречается на фоне других нарушений, например, эмоционально-волевой сферы. Возможны варианты, когда нарушение проявляется менее выраженными симптомами. Разберемся с ними в следующих постах.

Не забудьте поставить 🧡
Подписывайтесь на канал

#алалия #сенсорная алалия #моторная алалия #аутизм #рас