Найти тему

Рабочий лист для 6 класса. Способы словообразования

Оглавление

В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.

Теория

Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик стол, столикмаленький стол.

Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.

Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.

Способы словообразования

-2

Примеры:

1. Приставочный способ:

Ходить – приходить, плыть – заплыть.

2. Суффиксальный способ:

Гриб – грибок, учить – учитель.

3. Приставочно-суффиксальный способ:

Окно – подоконник, уши – наушники.

4. Бессуффиксный способ:

Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.

5. Сложение:

Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.

6. Переход из одной части речи в другую:

Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.

Упражнения

Приставочный способ словообразования

№ 1

Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок

Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________

Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________

Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________

Правда (не-) _____________________________________________________________________

Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________

№ 2

Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Подлокотник ← _______________________

Подъехать ← ____________________

Поезд ← ________________

Побег ← ___________________

Послышаться ← ___________________

Поверхность ← ___________________

Постройка ← ____________________

Покатый ← __________________

Покатиться ← ________________

Поблагодарить ← ___________________

Подберезовик ← __________________

Поддержать ← ______________

Подобрать ← _______________

Ответ:___________________________________________________________________________

Суффиксальный способ словообразования

№ 3

Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________

Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________

Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________

Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________

№ 4

Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!

Расписание ← ________________________

Приложение ← ________________________

Искусно ← ________________________

Уверение ← ________________________

Искренне ← ________________________

Учение ← ________________________

Искусственно ← ________________________

Хорошо ← ________________________

Творение ← ________________________

Устно ← ________________________

Просвечивание ← ________________________

Внутренне ← ________________________

Желание ← ________________________

№ 5

Распределите слова на группы

Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом

Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.

Приставочно-суффиксальный способ

№ 6

Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Уши (под- + -к-) _________________________

Уши (на- + -ник-) _________________________

Локоть (под- + -ник-) _________________________

Берёза (под- + -овик-) _________________________

Осина (под- + -овик-) _________________________

Морда (на- + -ник-) _________________________

Верх (с- + -у-_ _________________________

Таскать (вы- + -ива-) _________________________

Левый (с- + -а-) _________________________

Двое (у- + -и-) _________________________

Дорога (по- + -ник-) _________________________

Снег (под- + -ник-) _________________________

Школа (при- + -н-) _________________________

Облако (за- + -н-) _________________________

Колено (на- + -ник-) _________________________

Кроткий (у- + -а-) _________________________

№ 7

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Приехать ← __________________

Восход ← ________________

Выполнение ← _________________

Насухо ← ___________________

По-новому ← __________________

Отнести ← _________________

Преодолеть ← _________________

Прочитать ← ___________________

Разрушение ← __________________

Заглушка ← _______________

Приземлить ← _______________

Пододеяльник ← ________________

Ответ:___________________________________________________________________________

Бессуффиксный способ

№ 8

Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.

Слово с производящей основой / Производное слово

Зелёный

Рассказать

Полететь

Нагревать

Тихий

Приказать

Выходить

Призывать

Обменять

Взлетать

Сухой

Синий

Гладкий

Далёкий

№ 9

Распределите слова по способу словообразования.

Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.

Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный

Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.