В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.
Теория
Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик ← стол, столик — маленький стол.
Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.
Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.
Способы словообразования
Примеры:
1. Приставочный способ:
Ходить – приходить, плыть – заплыть.
2. Суффиксальный способ:
Гриб – грибок, учить – учитель.
3. Приставочно-суффиксальный способ:
Окно – подоконник, уши – наушники.
4. Бессуффиксный способ:
Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.
5. Сложение:
Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.
6. Переход из одной части речи в другую:
Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.
Упражнения
Приставочный способ словообразования
№ 1
Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок
Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________
Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________
Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________
Правда (не-) _____________________________________________________________________
Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________
№ 2
Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Подлокотник ← _______________________
Подъехать ← ____________________
Поезд ← ________________
Побег ← ___________________
Послышаться ← ___________________
Поверхность ← ___________________
Постройка ← ____________________
Покатый ← __________________
Покатиться ← ________________
Поблагодарить ← ___________________
Подберезовик ← __________________
Поддержать ← ______________
Подобрать ← _______________
Ответ:___________________________________________________________________________
Суффиксальный способ словообразования
№ 3
Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.
Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________
Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________
Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________
Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________
№ 4
Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!
Расписание ← ________________________
Приложение ← ________________________
Искусно ← ________________________
Уверение ← ________________________
Искренне ← ________________________
Учение ← ________________________
Искусственно ← ________________________
Хорошо ← ________________________
Творение ← ________________________
Устно ← ________________________
Просвечивание ← ________________________
Внутренне ← ________________________
Желание ← ________________________
№ 5
Распределите слова на группы
Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом
Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.
Приставочно-суффиксальный способ
№ 6
Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).
Уши (под- + -к-) _________________________
Уши (на- + -ник-) _________________________
Локоть (под- + -ник-) _________________________
Берёза (под- + -овик-) _________________________
Осина (под- + -овик-) _________________________
Морда (на- + -ник-) _________________________
Верх (с- + -у-_ _________________________
Таскать (вы- + -ива-) _________________________
Левый (с- + -а-) _________________________
Двое (у- + -и-) _________________________
Дорога (по- + -ник-) _________________________
Снег (под- + -ник-) _________________________
Школа (при- + -н-) _________________________
Облако (за- + -н-) _________________________
Колено (на- + -ник-) _________________________
Кроткий (у- + -а-) _________________________
№ 7
Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Приехать ← __________________
Восход ← ________________
Выполнение ← _________________
Насухо ← ___________________
По-новому ← __________________
Отнести ← _________________
Преодолеть ← _________________
Прочитать ← ___________________
Разрушение ← __________________
Заглушка ← _______________
Приземлить ← _______________
Пододеяльник ← ________________
Ответ:___________________________________________________________________________
Бессуффиксный способ
№ 8
Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.
Слово с производящей основой / Производное слово
Зелёный
Рассказать
Полететь
Нагревать
Тихий
Приказать
Выходить
Призывать
Обменять
Взлетать
Сухой
Синий
Гладкий
Далёкий
№ 9
Распределите слова по способу словообразования.
Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.
Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.