822 подписчика

ИС-4: от «надежных» прототипов до полного провала

2,7K прочитали

Первая часть
Вторая часть
Третья часть

Очковтирательство

Количество и разнообразие дефектов ИС-4 никак не вяжется с выводами государственной комиссии, проводившей испытания прототипов «Объект 701» в 1945 г.:

испытания показали надежную работоспособность всех агрегатов моторно-трансмиссионной группы и ходовой части 701-го объекта, танк испытания выдержал

Если предсерийные танки работали «надёжно», почему же ИС-4 оказался настолько сырым и недоведённым?
В книге М.В. Коломийца
«Тяжелый танк ИС-4 (Конструирование и производство)» можно найти много примеров того, что систематические дефекты основных узлов танка стали проявляться ещё на заводских испытаниях опытных образцов. В приведённых в книге документах отмечается, что ЧКЗ не проводил стендовых испытаний агрегатов трансмиссии и даже не выполнил заводских пробегов опытных танков в достаточном объёме перед т. н. «госкомиссионными» испытаниями летом 1944 г. Причём и после завершения «госкомиссионных» испытаний завод не занимался улучшением «Объекта 701».

Опытный образец "Объект 701" №2 со 100-мм пушкой С-34-1
Опытный образец "Объект 701" №2 со 100-мм пушкой С-34-1

В декабре 1944 г. – январе 1945 г. в Кубинке провели дополнительные испытания, по результатам которых комиссия рекомендовала принять на вооружение «Объект 701», даже в ущерб серийному выпуску ИС-2 и ИСУ-152. Военные настаивали на скорейшем запуске «Объекта 701» в серию, но в этом им было отказано. Руководство ЧКЗ в лице директора завода И.М. Зальцмана и главного конструктора Н.Л. Духова, стремясь как можно быстрее протолкнуть на вооружение танк собственной разработки, вновь обратилось в наркомат танковой промышленности с просьбой принять "Объект 701" на вооружение.

Николай Леонидович Духов
Николай Леонидович Духов

Нарком танкпрома В.А. Малышев вполне обоснованно сомневался в надёжности нового тяжёлого танка, и предложил провести их всесторонние испытания в различных дорожных и температурных условиях перед тем как запускать «Объект 701» в серию. Как выяснилось позднее, уже во время серийного производства ИС-4, эти испытания не были проведены в должном объёме.

В апреле 1945 г. были проведены дополнительные испытания одного из опытных танков, с неизменно положительным заключением государственной комиссии. Военные представили доклад об испытаниях в июле 1945 г. и вновь ходатайствовали о принятии «Объекта 701» на вооружение. Окончательное решение не было принято до начала 1946 г., когда из войск начали массово поступать рекламации о низком качестве выпускаемых танков ИС-3. 14 февраля 1946 руководство наркомтрансмаша совместно с командованием бронетанковых и механизированных войск обратились в правительство СССР с просьбой принять танк 701 на вооружение.

Совет Министров СССР постановлением от 29 апреля 1946 принял танк 701 на вооружение под маркой ИС-4.

Просто-напросто плохой танк?

В 1946 г. по рекомендации государственной комиссии на вооружение был поспешно принят не готовый к производству тяжёлый танк, а сырой и недоведённый прототип. Повторилась ситуация с поспешным запуском в серию танка ИС-3 в 1945 г., в воспоминаниях конструктора Ю.П. Костенко можно найти любопытное свидетельство П.П. Исакова:

В связке этим мне невольно вспоминается случай, связанный с принятием на вооружение танка ИС-3. Рассказал о нем непосредственный участник события - Павел Павлович Исаков. Шел 1945 год. Неумолимо приближался конец войны. Третья модель танка "Иосиф Сталин" отличалась от второй, главным образом, совершенством форм (по нынешним меркам, это была "супермодель" среди всех тяжелых танков второй мировой войны). Но война в своей "кровавой школе" научила наших военных, включая и танкистов, подходить исключительно с рациональной точки зрения при решении любых вопросов, и поэтому они не торопились с принятием модели ИС-3 на вооружение. Время шло. Главный конструктор Котин обратился за советом к Поскребышеву (секретарю Сталина) Поскребышев прямо сказал: "Пишите товарищу Сталину". Котин написал. За этим последовало приглашение представителей Наркомтанкопрома и КБ ЧТЗ в Наркомат обороны. Здесь уже были собраны и военные. Дверь в зал открылась, и вошел Жуков. Он поприветствовал присутствующих и сообщил, что к товарищу Сталину обратился главный конструктор Котин и доложил, что разработан новый танк ИС-3, но вопрос о его принятии на вооружение не решается. Товарищ Сталин поручил ему (Жукову) рассмотреть этот вопрос.
Сделав такое сообщение, Маршал жестко командным голосом спросил:
- Кто против принятия танка ИС-3 на вооружение?
В зале повисла гробовая тишина. Жуков медленно обвел присутствующих взглядом.
- Возражений нет! - констатировал он. - Все согласны! Я так и доложу товарищу Сталину.
Вопрос был исчерпан.
Башня ИС-4, 19 укрепрайон в Забайкалье
Башня ИС-4, 19 укрепрайон в Забайкалье

ИС-4 мелкосерийно выпускался всего два года (1947–1949 гг.). Было построено лишь 244 машины, большую часть которых отправили на Дальний Восток в качестве неподвижных огневых точек. Огромные средства были затрачены впустую; усилия талантливых конструкторов, производственников и квалифицированных рабочих были потрачены зря. Провал с ИС-4 стал не последней причиной смещения И.М. Зальцмана с поста директора ЧКЗ летом 1949 г.

Справедливости ради, стоит отметить, что на ситуации с ИС-4 сказывался послевоенный план параллельного выпуска на ЧКЗ танков и сельскохозяйственных тракторов, а также перевод большого числа конструкторов обратно в Ленинград на ЛКЗ. На заводе не хватало испытательных стендов и специализированных лабораторий. Для примера, вот так выглядела материальная база конструкторского бюро танкового завода №183 в Нижнем Тагиле в воспоминаниях Л.Н. Карцева:

Несмотря на столь малую численность КБ, в его помещениях было очень тесно. Да и сам главный конструктор сидел вместе со своим заместителем друг против друга в комнате площадью 10 квадратных метров. Конструкторы тоже сидели очень скученно, рабочие места их были оборудованы допотопным образом. Например, в группе трансмиссии было всего два «кульмана». Не лучше было и в других группах. У трансмиссионной и моторной групп было одно преимущество перед другими – они размещались в отдельных комнатах, а не в общем зале, где работать было крайне неудобно.
Опытный цех, если его можно так назвать, занимал часть пролета длиной около 20 м между корпусным и сборочным цехами. Во всю длину цеха к наружной стене примыкали маленькие бытовые помещения для исследователей и другого цехового персонала. У дощатой перегородки стоял верстак. Свободной площади хватало только для размещения двух танков. Для проведения исследований на свободном месте около цеха был огорожен дощатым забором небольшой, открытый сверху участок, куда были подведены электричество, сжатый воздух и вода. Там проводились стендовые испытания воздухоочистителя и подогревателя. Остальные опытные узлы и механизмы без лабораторной проверки устанавливались прямо в танки и испытывались в пробеге, на что уходило много времени и средств. Такое положение с опытной базой и явилось одной из причин некачественной отработки танка Т-54.

Ничего не напоминает? Вряд ли обстановка в конструкторских бюро ЧКЗ отличалась от завода №183 в лучшую сторону. Зато летом 1948 г. на ЧКЗ разрабатывали очередного, уже 100-тонного монстра со 152-мм пушкой и двигателем мощностью 2000 л.с!

Специализированный научный центр разработки танков ВНИИ-100 был создан только в 1948 г. на базе филиала Опытного завода №100 в Ленинграде, причём многие помещения, лаборатории и обслуживающие системы создавались исключительно силами персонала института. Институт занимался проектированием, изготовлением, стендовыми испытаниями и отработкой основных узлов разрабатываемых танков, в тесной кооперации с КБ предприятий танковой промышленности. Ситуация, подобная той, что произошла во время производства ИС-4, больше не могла повториться в прежнем объёме.

Но только ли в культуре, оснащении производства была причина столь низкого качества изготовления советских танков в первые послевоенные годы?

В 1946-1947 г. большинство регионов СССР охватил голод. Продовольственные трудности возникли даже на военных заводах, работа ряда предприятий находилась под угрозой срыва. На многих других несекретных заводах положение с питанием было ещё хуже. Вот, что происходило в то время на предприятиях Челябинска:

«Очереди у хлебных магазинов, – информация из января 1948 года, – наблюдаются во всех районах Челябинска и достигают 200-300 человек. Выстраиваются они с самого раннего утра, а в ряде случаев с 3-4 часов ночи… В цехе №200 Кировского завода на днях ушла с работы почти половина рабочих. Все просятся во вторую смену, чтобы в первую смену отстоять в очередях»
Харьков, завод №75, март 1947 г.; если конструкторы доведены до истощения, то что можно говорить о рядовых рабочих? (источник: andrei-bt.livejournal.com)
Харьков, завод №75, март 1947 г.; если конструкторы доведены до истощения, то что можно говорить о рядовых рабочих? (источник: andrei-bt.livejournal.com)

Литература

  • М.В. Коломиец. Тяжелый танк ИС-4 (Конструирование и производство)
  • М.В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР
  • М.Н. Свирин. Танки Сталинской эпохи. СУПЕРЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • И.В. Павлов, М.В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки
  • Карцев Л.Н. Воспоминания Главного конструктора танков
  • Ю.П. Костенко. Танки (Воспоминания и размышления)
  • Зима В. Ф. Голод в СССР 1946—1947 годов: происхождение и последствия

#ис 4 #ис-4 #ис4 #танки #советские танки #советские тяжелые танки #танки ссср #объект 701 #объект701