Дмитрий Кушнаренко.
Ну, шо…
Поэстетствуем? Итак…
«Картина, притягивающая взгляд», или бойтесь эстетов, критику наводящих.
Есть в Венеции церковь под названием Мадонна дель Орто («Садовая мадонна», или «Огородная мадонна»). Вообще, эта церковь, как и её название заслуживают отдельной статьи. Ну, когда-нибудь, дойдёт дело и до неё (даст Бог).
А пока речь пойдет о трёх (опять трёх) картинах в ней находящихся. Хотя главная героиня та, о которой заголовок.
Церковь находится далеко от центра, не всякий турист долетит до середины доползёт до неё, поэтому в ней всегда пусто и просторно, никто не достаёт, даже фотографов не гоняют, ежели таковые не борзеют. А привлекла нас в первый раз сюда цитата из путеводителя: “В этой церкви находится картина Тинторетто «Страшный суд», увидев которую, жена Джона Рёскина в ужасе выбежала из церкви“
Вот сами признайтесь, неужели не захотелось бы вам узнать, что же такого понаписал в своей картине Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, что жёны всемирно известных эстетов-искусствоведов «в ужасе выбегают из церкви»? Ну вот и нам стало интересно… ну и поковыляли мы в Мадонну дель Орто.
А, поскольку идти далековато, развлеку вас, по пути, рассказом об упомянутом Рёскине и его жёнах.
Вообще, Джон Рёскин - всемирная знаменитость: "английский писатель, художник, теоретик искусства, критик и поэт" (Вики), член чего-то там.., оказавший влияние на... и т.д. и т.п.
Но при этом, на мой взгляд, с припиз... пардон, с придурью. Причём, сексуальной. Жену свою он встретил, когда ей было двенадцать лет. Сначала писал ей сказки, подросла, женился. Жили они не тужили несколько лет, но "молодая" как пришла к нему девственницей, так ею же от него и ушла.
Как писала Эффи родителям: "Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину... что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной , по которой он сделал меня своей женой,было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля." (Вики)
Ну точно ж с придурью!
В общем, задолбал эстет своей критикой и прочими глупостями бедняжку, сбежала она от него к его же другу, знаменитому ныне английскому художнику Джону Милле, нарожала тому кучу детей, послужила моделью для многих его (Милле) работ, да ещё, по утверждению той же Вики, стала "успешным менеджером" своего нового мужа.
Ха! История этим не заканчивается!
Через энное количество лет, эстет встречает очередную девочку, Розу Ла Туш, десяти лет. Ну, очевидно, пишет ей сказки. Влюбляется, когда ей исполняется одиннадцать. А когда та подрастает… Ну, понятно?
Ха! Не тут-то было!
Эффи Грей, напомню, будучи счастливой в новом браке, мчится к Розе и её родителям, и делится с ними своими немеркнущими воспоминаниями о совместной, «замечательной», с Рёскином жизни. Уж не знаю, что она там им понарассказывала, но родители всё это безобразие пресекли, несчастная Роза получила ужасный шок, от которого так и не оправилась, угодила в больницу где в возрасте 27 лет скончалась.
У Рёскина, вследствии всех событий, окончательно поехала крыша, он удаляется в своё имение, где, в одиночестве, и заканчивает свой жизненный путь в возрасте, ВНИМАНИЕ! почти 81 года!!!
…
Всю эту историю я узнал гораздо позже. А знай её тогда, может и не заинтересовался бы картиной, из-за которой «жена в ужасе выбежала из церкви». Понятно, же, что эстет-критик такого девчонке накритиковал, что та чуть не сбрендила, и предпочла «в ужасе выбежать», чем разума решиться!
…
Ну вот, по ходу этой доисторической сплетни, мы и притопали в Мадонна дель Орто.
Вообще, эта церковь давно уже не церковь, а музей. По крайней мере, расписания служб я ни разу не видел.
Так, что платим положенные пять евро, получаем краткий путеводитель и направляемся по пустынному прохладному залу к алтарной части.
Здесь и расположена она, та самая, из-за которой «в ужасе… и т.д.»
Высотой в два, примерно, человеческих роста, взглядом сразу и не охватишь, расположена на правой стене алтарного пространства. Ну вот ничего ужасного не наблюдаю… Нагромождение тел, уносимое водопадом, ну и что? Даже и чертей ужасных немного. Это ж как надо запудрить мОзги молодой жене, что бы та от этого «в ужасе выбегала»!
Видывали мы картинки и пострашней! Вот такое например:
В общем, «Страшный суд» впечатления не произвёл.
А вот напротив, на левой стене, находится другая картина, поинтереснее. Называется «Поклонение золотому тельцу». Тут и порассматривать интересно.
Наверху Моисей. Скрижали получает.
Внизу беспутные иудеи таскают на носилках золотого тельца.
Очень всё живенько так и завлекательно. Хотя телец, вроде, как и не золотой?
Да вот, сами и посмотрите: правая - «Страшный суд», левая - «Поклонение золотому тельцу»
Ну и вот, пока я пытаюсь проникнуться всякими «ужасами», голова моя, как-то непроизвольно, всё стремится повернуться вправо. А там, на стене правого нефа, над дверью в следующее помещение, висит картина, которая упорно хочет привлечь моё внимание.
На фоне мрачного, и какого-то «яростного» неба, по мрачным ступеням, покрытым золотой росписью, поднимается маленькая девочка. Наверху ожидает её священник, на фоне мрачного храма. Толпа зевак, разодетых в пышные одежды наблюдают за её движением. Кто-то показывает пальцем. Кто-то просто не сводит глаз…
Действо, которое в нашей православной традиции называется: Введение Пресвятой Богородицы во храм.
Вообще, тема любимая тогдашними живописцами. Вот, например, Тициан изобразил шустренькую девочку, весёленько взбегающую по весёленьким ступенькам к доброму дядечке, напоминающему Деда Мороза:
У Тинторетто всё не так. Какая-то мрачная, жёсткая энергетика просто притягивает взор, И эта маленькая девочка, как воплощение будущей жертвы. Жертвы, которую приносит каждая будущая мать, отдающая своё дитя нашему прекрасному, но суровому, даже, жестокому миру.
К сожалению, репродукция не передаёт всего воздействия этого полотна. Надо стоять перед, точнее под этой картиной, чтобы ощутить это воздействие в полной мере.
И, да, эта картина «притягивает» взгляд.
Но это ещё не конец истории.
Зимой того же года, супруге повезло купить книгу «Мир Венеции», некоей Елены Орел. Книга великолепная, автор перелопатила огромное количество источников, судя по всему, и предоставила читателю информацию, практически, по всем сторонам венецианской жизни.
И вот такую вещь я там прочёл: «Внимание посетителей, как правило, притягивает к себе… «Введение во храм», удивительное по композиции, цвету, настроению, с завораживающими ступнями, уходящими вверх и увлекающими вас за собой.»
Так что, не на одного меня эта штука оказывает такое воздействие…
Конечно, это, теперь, одна из самых любимых церквей, и одна из самых любимых картин: «Введение во храм» Тинторетто из Мадонна дель Орто…