Клялась-божилась, что до сентября на канале ни слова не будет о работе. Но ФИПИ взбодрил всех нас своей сенсационной новостью:
Переварив эту новость, коллеги стали задаваться вопросом: "Как теперь строить работу с одиннадцатиклассниками?"
Мне кажется, принципиально ничего не изменилось: было пять открытых направлений - стало три открытых раздела, только более объёмных. Многие, наверное, замечали, что разработчики уже давно шли по кругу: направления и темы сочинений стали повторяться, перекликаться с темами предыдущих лет.
Например, прошлогодняя "Дорога в жизни человека" в 2015 году называлась просто "Путь". Прошлогоднее направление "Цивилизация и технологии" - это немного изменённое позапрошлогоднее "Время перемен". А "Отцы и дети", предложенные одиннадцатиклассникам в 2018 году, - это направление самого первого итогового сочинения "Спор поколений: вместе и врозь" (только в профиль).
Если посмотреть на первый раздел этого года «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», нетрудно догадаться, что в рамках этого блока нам будут предложены темы из старых направлений "Преступление и наказание" (2021/2022), "Разговор с собой" (2020/2021), "Добро и зло" (2019/2020). На реальном экзамене они звучали, например, так:
- Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
- Что такое преступление против самого себя?
- Помогает ли разговор с собой понять других людей?
- Трудно ли всегда оставаться самим собой?
- Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
- Всегда ли легко различить добро и зло?
- Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
- Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
- Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? и т.д и т.п
Из второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» откровенно растут уши направлений "Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина" (2021/2022), "Я и другие" (2020/2021), "Человек и общество" (2016/2017).
В третьем разделе «Природа и культура в жизни человека», который содержит подразделы
- Природа и человек
- Наука и человек
- Искусство и человек
вижу явные отсылки к старым направлениям
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе (2014/2015)
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (2021/2022)
- Искусство и ремесло (2018/2019)
Темы легко гуглятся, но для ленивых позже сделаю подборки.
Осталось определиться с разделом, и можно готовиться.
Обычно я готовила по одному основному направлению, плюс одно как запасной аэродром. А тут даже не знаю: если два раздела брать, слишком объёмно получается. Может быть, сосредоточусь на первом. Всё-таки теперь две темы по каждому разделу. Одна не понравится - можно другую взять. Или возьму третий раздел: он более конкретный, компактный, на мой взгляд.
С другой стороны, я думаю, можно начать плясать не от тем и направлений, а от конкретного литературного произведения. Я своих десятиклассников, которые уже почти одиннадцатиклассники, попросила прочитать летом "451 градус по Фаренгейту". Прикинула: ко всем разделам каким-то боком прицепить можно. Разобрать роман досконально - к одной из шести тем точно подойдёт. Добавить пару рассказов для второго аргумента - и сочинение готово.
Всем удачи! Прорвёмся.
Если у вас появились идеи, как готовить к итоговому сочинению в новых условиях, поделитесь своими мыслями в комментариях.