Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Как готовиться к итоговому сочинению, если пяти открытых направлений больше не будет?

Клялась-божилась, что до сентября на канале ни слова не будет о работе. Но ФИПИ взбодрил всех нас своей сенсационной новостью:

Итоговое сочинение 2022/23: новость с пометкой "срочно"
Люблю читать, люблю писать10 августа 2022

Переварив эту новость, коллеги стали задаваться вопросом: "Как теперь строить работу с одиннадцатиклассниками?"

Мне кажется, принципиально ничего не изменилось: было пять открытых направлений - стало три открытых раздела, только более объёмных. Многие, наверное, замечали, что разработчики уже давно шли по кругу: направления и темы сочинений стали повторяться, перекликаться с темами предыдущих лет.

Например, прошлогодняя "Дорога в жизни человека" в 2015 году называлась просто "Путь". Прошлогоднее направление "Цивилизация и технологии" - это немного изменённое позапрошлогоднее "Время перемен". А "Отцы и дети", предложенные одиннадцатиклассникам в 2018 году, - это направление самого первого итогового сочинения "Спор поколений: вместе и врозь" (только в профиль).

Если посмотреть на первый раздел этого года «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», нетрудно догадаться, что в рамках этого блока нам будут предложены темы из старых направлений "Преступление и наказание" (2021/2022), "Разговор с собой" (2020/2021), "Добро и зло" (2019/2020). На реальном экзамене они звучали, например, так:

  • Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • Что такое преступление против самого себя?
  • Помогает ли разговор с собой понять других людей?
  • Трудно ли всегда оставаться самим собой?
  • Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
  • Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  • Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? и т.д и т.п

Из второго раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» откровенно растут уши направлений "Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина" (2021/2022), "Я и другие" (2020/2021), "Человек и общество" (2016/2017).

В третьем разделе «Природа и культура в жизни человека», который содержит подразделы

  • Природа и человек
  • Наука и человек
  • Искусство и человек

вижу явные отсылки к старым направлениям

  • Человек и природа в отечественной и мировой литературе (2014/2015)
  • Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (2021/2022)
  • Искусство и ремесло (2018/2019)

Темы легко гуглятся, но для ленивых позже сделаю подборки.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Осталось определиться с разделом, и можно готовиться.

Обычно я готовила по одному основному направлению, плюс одно как запасной аэродром. А тут даже не знаю: если два раздела брать, слишком объёмно получается. Может быть, сосредоточусь на первом. Всё-таки теперь две темы по каждому разделу. Одна не понравится - можно другую взять. Или возьму третий раздел: он более конкретный, компактный, на мой взгляд.

С другой стороны, я думаю, можно начать плясать не от тем и направлений, а от конкретного литературного произведения. Я своих десятиклассников, которые уже почти одиннадцатиклассники, попросила прочитать летом "451 градус по Фаренгейту". Прикинула: ко всем разделам каким-то боком прицепить можно. Разобрать роман досконально - к одной из шести тем точно подойдёт. Добавить пару рассказов для второго аргумента - и сочинение готово.

Всем удачи! Прорвёмся.

Если у вас появились идеи, как готовить к итоговому сочинению в новых условиях, поделитесь своими мыслями в комментариях.