«Процесс» - визионерский роман Франца Кафки, роман-предвидение, в котором автор показал весь ужас и всю абсурдность тоталитарных режимов, которые поглотят Европу в середине ХХ века.
О стереотипах вокруг Кафки
С одной стороны, читая Кафку, получаешь огромное море удовольствия. Абсурдные, странные ситуации, в которые попадают герои, неожиданные трактовки этих ситуаций — все это завораживает, приковывает, заставляет работать фантазию.
С другой стороны, однозначно понять самого Кафку неимоверно сложно и, по всей видимости, невозможно. Такой же странной, нелогичной была и личная жизнь великого австрийца. Существуют сразу несколько мифов о невротическом характере Кафки, о его неприспособленности к жизни с ее проблемами и неудачами, к борьбе с ними. Жизнь Кафки напрямую связана исключительно с литературой — его единственным настоящим увлечением.
Однако, на самом деле быт писателя был устроен довольно неплохо. Да, всю свою недолгую карьеру он провел в страховой компании, работая клерком средней руки, но при этом имел прекрасные отношения как с подчиненными, так и с начальством. Кафка всю жизнь стремился к семейной жизни, был любим многими женщинами, имел кучу поклонниц, но так и не смог устроить личные дела. Бытует стереотип, что Кафка вел жизнь чуть ли не затворника, но в реальности он был одним из не многих людей, которые имели в то время собственный мотоцикл — и это в начале ХХ века.
Одной из самых важных черт в характере Кафки, которая определила его дальнейшую судьба, стала тема взаимоотношений с отцом. Отец Кафки сделал себе состояние, поднявшись из беспросветной бедности, исключительно за счет своего упорства и деловой хватки. Таким он хотел видеть и собственного сына. Но… Извечный вопрос отцов и детей: Кафка решил свою жизнь положить на алтарь литературы и к этому решению отец писателя всегда относился с презрением.
Абсолютная машина бюрократии
Есть романы выдающиеся, есть — гениальные. «Процесс» - роман, который стоит на ступень выше. Как «Улисс» Джойса стал чертой, после которой закончился роман классический и началась эпоха модерна, так и «Процесс» стал книгой знаковой и ключевой для литературы новой эпохи.
Европейское общество в начале ХХ века шаг за шагом начало медленно ощущать, что великие преобразования прошедшего столетия, которые должны были привести цивилизацию к «золотому веку», на деле привели к неимоверному усилению бюрократии. Человеком начала управлять совершенно другая система. Если раньше все проблемы сводились к разнице в общественном положении, финансовому статусу, принадлежности к аристократии, наконец, к религиозным разночтениям, то бюрократизм явил миру новую идею — обезличенность, обездушенность гигантского механизма. Кафка прекрасно это чувствовал, так как по роду своей деятельности постоянно работал с бумагами и чиновничеством.
Именно в жерло такой машины попадает главный герой «Процесса» Йозеф К., который внезапно, уже на первых страницах романа, оказывается арестованным. Процесс начинается над ним. Герою не сообщают ни в чем его обвиняют, ни как будет вестись само дело. Он бравадно решает вступить в борьбу с этим абсурдом, потому что сама мысль о том, что он может быть в чем-то повинен приводит его в состояние истерического веселья. Но чем дальше он заходит в своей борьбе, в своих попытках разобраться в положении, тем глубже его засасывает Процесс.
Кафка словно предвосхитил те события, которые начнутся через двадцать-тридцать лет после написание романа: приход к власти тоталитарных режимов, которые миллионами будут уничтожать людей в печах и лагерях. Когда был бы человек, а формальная причина для его уничтожения всегда найдется. Когда иногда процессы начинаются без определенных причин, когда сам обвиняемый, доведенный до психического и физического изнеможения, начинает сам находить причины и начинает в них верить.
Имеешь ли ты право на правосудие?
Важной частью романа является притча под названием «Врата закона». Герой притчи хочет попасть в пространство, где вершится правосудие. Ворота открыты, но у дверей стоит страж. Его долг - охранять от героя вход, но при этом он не делает никаких попыток насильно задержать его. Он говорит, что тот может войти, но дальше будут следующие стражи, намного более могущественные, чем он. Герой так и не решается войти, всю оставшуюся жизнь проведя у врат. После его смерти охранник, выполнив свой долг, запирает двери. Существует бесконечное количество трактовок этой притчи, некоторые из них даны непосредственно в романе. Но сколько раз мы в нерешительности останавливались на пути к нашим целям, только из-за чьего-то «авторитетного» мнения? Сколько дверей, которые были открыты перед нами, так и остались не пройденными только потому, что мы малодушно поддались манипуляциям со стороны, даже не осознавая их, даже не задумываясь над этим. Чем-то это похоже на экзистенциальные метания Раскольникова в «Преступлении и наказании». К слову сказать, Достоевский был одним из любимых авторов Кафки.
Перед своей смертью Кафка приказал сжечь рукопись «Процесса». К счастью для нас, это распоряжение не было приведено в исполнение. Роман был опубликован через несколько лет после смерти автора. Мы не знаем, как на самом деле сам Кафка хотел выстроить композицию произведения — все главы были расфасованы по отдельным конвертам и в итоге, при публикации, были выстроены в более-менее хронологическом порядке.
Но даже в таком виде «Процесс» является одним из величайших произведений в истории мировой литературы.
#францкафка #литература