В последнее время мировые кризисы стали происходить все чаще и чаще. Только за 22 года текущего столетия мы переживаем третий. Давайте вспомним:
- 2007-2009 Глобальный финансовый кризис
- кризис 2014 года
- кризис 2022 года
И это мы еще не берем в расчет карантин 2020 – 2021. Некоторые аналитики предсказывают наступление кризиса уже в августе. Август в новой России уже традиционно богат на негативные события. Поэтому, нужно быть в постоянной готовности и, просчитывая риски, готовится к ним заранее.
С чего начнем? Конечно, с оптимизации расходов!
Решения, касающиеся затрат и расходов — это одни из самых легких решений, которые руководству предстоит принять, так как они касаются того, чем предприятие в реальности владеет, денежными средствами, в отличие от принятия, например, стратегических, маркетинговых, инновационных решений, принятие которых, из-за роста неопределенности, стало еще более сложными. Поэтому понятно, что проще всего «затягивать потуже пояса» и «зажимать гайки». Однако необдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятии поспешных решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих компании огромный мультипликационный экономический эффект. Поэтому здесь справедливо применение народной мудрости: «Семь раз отмерь и один раз отрежь»!
Сразу скажу, что не все расходы нужно уменьшать. Некоторые расходы просто жизненно необходимо увеличивать, иначе можно «задушить» предприятие, «затягивая ремень».
Начну с тех расходов, которые сокращать точно нельзя!
1. Расходы, связанные с экономической и информационной безопасностью предприятия. В свете последних событий, это, едва ли не самая важная задача, хотя ей-то как раз, многие пренебрегают. Предлагаю не полагаться на русское «авось», а перевести все в цифры.
Итак, база данных. Учетная система в которой хранятся все цифры за несколько лет. Цифры, которые используются для аналитики. Информация по товарным остаткам, по зарплате, персональные данные и т.д. и т.п. Просто представьте, что этого нет – сегодня все пропало. Что будете делать? Сколько это стоит? Соизмерима ли цена аудита и комплекса предупреждающих мер по ликвидации рисков со стоимостью восстановления этой информации? Про хаос, который начнется в компании, как только инструмент контроля будет выведен из строя, можно и не говорить. Шифрования баз данных, блокировка компьютеров и серверов – это сейчас не редкость. И, чем крупнее компания, тем дороже обходится экономия на этой статье затрат.
2. Кризис не преодолеть без сотрудников. Конечно, если у Вас небольшой магазинчик, то сами встать за кассу, Вы, конечно, сможете, если договоритесь о поставках товара поставщиком. Но, если у вас на предприятии трудится 5 и более человек, то заменить их будет сложнее. Поэтому нужно поддержать моральный дух сотрудников инвестициями в человеческие ресурсы. Тем более кризис – это отличная возможность для сплочения коллектива. Как-то я работала на предприятии, которое очень сильно пострадало в 90-е годы. Это были времена, когда сотрудникам выдавали зарплату продуктами и вещами (тогда это называлось «бартером»). Уже в «сытые» годы сотрудники с гордостью вспоминали как они сохранили компанию. Само собой, те, кто прошел такое испытание не просто работают «на совесть» до сих пор, но и новым сотрудникам прививают такое же отношение. Кстати, кризис 2008 года они тоже пережили достойно и работают до сих пор. Но, вернемся к инвестициям в человеческие ресурсы. Это, как ни странно, не зарплата. Это корпоративное обучение, повышения квалификации, подготовка или переподготовка персонала. Сюда же можно отнести расходы на фитнес. Оплата тренера, который проведет групповое занятие, дешевле, чем оплачивать каждому сотруднику посещение тренировок. При этом очевидна забота о сотрудниках. А сотрудники лишний раз пройдут тренинг по умению договариваться, выбирая тренера. После такого опыта, здоровые отношения в коллективе Вам обеспечены.
3. И все-таки, поощрять денежными выплатами сотрудников нужно. За развитие предприятия. Выплаты должны быть в виде вознаграждений за рационализаторские предложения, на внедрение новых менее ресурсоемких и ресурсосберегающих технологий, на оптимизацию бизнес-процессов, позволяющих увеличивать эффективность производства и бизнеса компании. Кстати, чтобы сотрудники не боялись оптимизировать свою работу, необходимо предложить им программу по переквалификации. Так они будут уверены, что не потеряют работу и сохранят уровень дохода.
4. Чтобы денежные выплаты за рацпредложения не стали пустой тратой денег, их – разработки – необходимо внедрять! И это тоже статья затрат на реорганизацию и обновление бизнеса, внедрение инноваций и развитие компании. В деловом мире происходят трансформационные процессы, перераспределение финансовых, производственных, интеллектуальных ресурсов. Все ищут новые пути и парадигмы бизнеса. Для того, чтобы соответствовать новому миру, предприятие тоже должно пройти свой путь изменений в организационной структуре, корпоративной культуре, выстраивании отношений во многих плоскостях. А это потребует вложений.
5. Если Вы не планируете закрывать предприятие в ближайшее время, то Вам жизненно необходимы расходы на маркетинг, проведение маркетинговых и научных исследований, на разработку новых продуктов, проектирование и внедрение в производство новых видов продукции, затраты на формирование собственной независимой от внешних кредитных вливаний товаропроводящей сети. Это все критически необходимо для компаний, собирающихся работать и в период, и после кризиса, а не сворачивать бизнес в ближайшее время. Помним: кризис – это время возможностей! Главное - успеть занять освобождающийся конкурентами рынок.
6. Не пренебрегайте затратами на бизнес-интеграцию. Организовывайте, финансируйте или вступайте в отраслевые союзы, ассоциации, клубы. В кооперации всегда проще решать вопросы, расширять деловые связи, находить поставщиков и клиентов. Можно организовать совместную закупку сырья и материалов. В таких коллаборациях много плюсов, а минус только один – нужен координатор таких союзов. Вы можете стать им.
Управление расходами на предприятии в период кризиса должно быть не бюджетным или автоматическим, когда выделяются статьи и доводятся лимиты, а «ручным», когда изучается целесообразность каждого платежа, эффективность всех издержек по отдельности. Управление расходами должно соизмерять тактические потребности и стратегические задачи, находя между ними золотую середину. Как говорил Генри Форд, управление расходами не должно характеризоваться ни жадностью, ни расточительностью. Обе эти крайности ведут к перерасходам, вызывая сразу или через некоторое время новые проблемы и еще большие издержки на их решение. Например, на одном из заводов Форда, бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Эта бригада отвечала за бесперебойную работу конвейера. Они получали зарплату только пока сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги. Как думаете, качественно ли они работали? А как быстро устраняли неполадки?
Как говорил Альберт Эйнштейн: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».
Для выживания предприятия необходима целая система мероприятий:
1. Сокращение расходов, уменьшение нерациональных издержек, то есть, собственно, «завинчивание гаек».
2. Увеличение экономической эффективности и отдачи всех затрат, ресурсов и вложений.
3. Увеличение доходной составляющей бизнеса, интенсификация маркетинговой деятельности.
4. Поиск альтернативных решений, позволяющих заменить расходоемкие решения на «беззатратные» и «малозатратные» варианты.
5. Развитие бизнес-систем (производство, маркетинг, логистика, HR, НИОКР, так далее), рационализаторская деятельность, оптимизация бизнес-процессов.
6. Поиск и принятие принципиально новых фундаментальных решений организации и ведения экономической деятельности, вплоть до изменения парадигмы бизнеса.
Нужно воспринимать кризис как переход на новую модель управления компанией, так как кризисы всегда приводят к открытию новых технологических решений, новых технологий, новых систем организации труда. Ведь 3 года назад мы и не рассматривали «удаленку» как вид трудоустройства. А сейчас это дало возможность привлекать к решениям задач специалистов из других регионов. Есть сферы, которые сократили таким образом затраты на аренду помещений.
Период кризиса не простой, но в результате мы научимся управлять затратами и эффективностью компаний! Обязательно будут найдены прогрессивные решения, которые в обычное время мы бы даже не искали.
А какие расходы увеличиваете Вы?
Подписывайся на мой канал в телеграмм
https://t.me/pomogator1c