Найти тему
Книжный класс

Тоже люди: курфюрсты, эрцгерцоги, кронпринцы и прочие императоры

Великое, смешное, ужасное, прекрасное… Пышность и скаредность, аскетизм и фривольность, сентиментальность и жестокость, гениальное властолюбие и неисправимое уклонение от любых обязанностей – все это наполняло и переполняло жизнь немецких дворов восемнадцатого века. Государства-то у них были – всего ничего, особенно по нашим российским меркам, зато какие амбиции случались у первых лиц этих государств!

Вольтер и Фридрих II в Сан Суси гравюра
Вольтер и Фридрих II в Сан Суси гравюра

Автор книги «Немецкие дворы XVIII века», историк Макс фон Бён пишет: «Они проводили четкую границу между своей персоной и жизнью своих подданных, которую могли лишь смутно различить с небесной высоты своих тронов. Их профессия заключалась в том, чтобы представлять высшую ступень земной власти. Чем больше был масштаб роскоши, которым окружал себя князь, тем более великим представал он в глазах современников. Пышный придворный праздник считался свершением, дававшим право претендовать на непреходящую славу у потомков. Никто не думал о том, что монарх может иметь и некие обязанности перед своим народом».

город Дортмунд по второй половине 18 века. Худ. Кристиан Георг Шютц старший
город Дортмунд по второй половине 18 века. Худ. Кристиан Георг Шютц старший

Оценка автора точна. Но нельзя упускать из виду узость темы: речь именно о дворах – не о правительствах, не о политических приоритетах, экономических преобразованиях, военных кампаниях и прочих действенных прерогативах правителей. Речь о власти в «домашней», так сказать, обстановке, в той области, которая является продолжением личных качеств, привычек, зависимостей конкретного лица. Где монарх теснее связан традициями и нарративами общества и общественного сознания, предыдущих правлений и поколений, где он является частью «малой истории», в которой изменить что-то ему порой труднее, нежели вмешаться в ход «большой истории».

Зато именно эпизоды «малой истории» чаще остаются в исторической памяти! Иногда они сильно снижают образы великих завоевателей, реформаторов и т.д. Но иногда наоборот – восстанавливают справедливость, показывая, насколько уязвим бывает любой человек, насколько несвободен вопреки лучшим собственным желаниям и способностям, насколько сильнее может страдать, находясь там, где, казалось бы, все должно лишь угождать ему.

Галантные сцены. Художник Артуро Риччи. (Arturo Ricci)
Галантные сцены. Художник Артуро Риччи. (Arturo Ricci)

Впечатления от книги могут быть самыми неоднородными. Кто-то заценит только «пряность» фактов: какой императрице доставалось от кулаков августейшего супруга, какой курфюрст был «ходок» по прачкам и рыбным торговкам, какой эрцгерцог обожал пообедать на дармовщинку и т.д. Кто-то будет рад серьезно пополнить сведения по истории и генеалогии австрийских, прусских, саксонских династий, Баварии и Пфальца. А кому-то книга даст повод поразмышлять о человеческих характерах, превратностях судеб и о давней исторической подоплеке разных национальных особенностей: откуда что взялось в отношениях некоторых стран и народов.

фото издательства "Евразия"
фото издательства "Евразия"

Макс фон Бён Немецкие дворы XVIII столетия / Перевод и предисловие Н.А.Власова. – СПб: «Евразия», 2022. – 224 с. (parvus libellus)

На первом фото: город Дрезден 18 век. Художник Антонио Каналетто

О других книгах серии Parvus libellus можно прочитать здесь:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.