Найти в Дзене
Шалунов PRO

Wildberries и контрафакт: почему «цифровой арбитраж» не поможет победить контрафакт

Маркетплейс Wildberries анонсировал запуск «цифрового арбитража». Сервис позволит правообладателям напрямую связываться с другими продавцами и при подозрении, что нарушаются их права на интеллектуальную собственность, создавать официальные обращения и самостоятельно проверять правоустанавливающие документы. Если документов не окажется или с ними будут проблемы, то маркетплейс зафиксирует нарушение со стороны продавца, снимет товары с продажи, и – при рецидиве – заблокирует продавца.

Wildberries позиционирует «цифрой арбитраж» как инструмент для борьбы с контрафактом. Но есть несколько проблем.

Во-первых, подобный сервис нужно было запускать пару лет назад. Теперь же в России легализован параллельный импорт и часть правообладателей вообще не в курсе, что их товары ввозятся в Россию. А маркетплейсы с недавних пор себя позиционируют в качестве эксклюзивных поставщиков «заморских» товаров. Куда и кому в таком случае писать жалобу? IKEA на продажу её плюшевой акулы Блохэй за 19,9 тыс. рублей? Или индонезийкой Shao Hui, которая продаёт тех же акул под видом IKEA? В общем, сгодится эта мера разве что для российских брендов. Но у них и так есть свои юридические отделы.

Во-вторых, контрафакт на маркетплейсах – это история о мелких предпринимателях, которые торгуют китайскими товарами под прикрытием липовых деклараций и сертификатов о соответствии. Документы они покупают в Telegram на сервисах «сертификат вскладчину», не проводя каких-либо реальных испытаний своей продукции. А маркетплейсам, включая Wildberries, часто безразлично кто и чем торгует под видом «качественного» товара с 70% скидкой.

Поэтому вместо запуска «цифрового арбитража» Wildberries лучше бы нанять дополнительных сотрудников, которые стали бы пристально изучать сертификаты и декларации о соответствии, которые грузят им продавцы, и – при возникновении сомнений – запрашивали бы протоколы об испытаниях. Тогда внезапно окажется, что у многих нет протоколов, так как их товар испытания не проходил.

Это было бы реальным вкладом в борьбу с контрафактом.