Найти тему
Strategy Partners

Китайский опыт долгосрочного планирования в сфере ОПК

Китай обладает одной из самых сильных армий в мире: страна располагает ядерным оружием, по численности военнослужащих, несущих службу, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) превышает 2 млн человек и является крупнейшей в мире, Китай занимает второе место в мире после США по военным расходам. По данным SIPRI, в 2021 году Китай выделил на свои вооруженные силы около 293 миллиардов долларов, что на 4,7% больше, чем в 2020 году. Военные расходы Китая растут 27 лет подряд. За последние несколько лет Китай продемонстрировал широкий спектр военного потенциала и инфраструктуры, включая противоспутниковое (ASAT) вооружение, разделяющиеся головные части c блоками индивидуального наведения (MIRV), беспилотные летательные и подводные аппараты (БПЛА и БПА), расширенные шахты межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и совсем недавно - испытание гиперзвукового оружия (HGV ) в сочетании с cистемой частично-орбитального бомбометания (FOBS).

КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КИТАЕ:

  • Председатель Китайской Народной Республики;
  • Министерство национальной обороны Китайской Народной Республики;
  • Центральный комитет Коммунистической Партии Китая;
  • Центральный военный совет Китайской Народной Республики.
-2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ КИТАЯ ДО СЕРЕДИНЫ ТЕКУЩЕГО СТОЛЕТИЯ — СТРОИТЬ СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ВЫЗОВАМИ НОВОЙ ЭПОХИ:

  • Укрепление мощи Китая: экономической, производственной, интеллектуальной;
  • «Всеобщее процветание» (минимизировать разрыв в региональном развитии, неравенство между городом и деревней, сбалансировать уровень жизни населения);
  • Возрождение китайской нации (к 2050 году Китай должен стать социалистической культурной державой, китайская цивилизация будет крепнуть, а влияние ее мягкой силы – расти);
  • Китай призван играть ведущую роль на мировой арене и вносить весомый вклад в процветание всего человечества.

ВОЕННУЮ ДОКТРИНУ КИТАЯ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ СОСТАВЛЯЕТ СОВОКУПНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

-3

ТЕКУЩАЯ ВЕРСИЯ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ КИТАЯ — СТРАТЕГИЯ АКТИВНОЙ ОБОРОНЫ, КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ НЕСКОЛЬКО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

  • Комплексно продвигать модернизацию военной теории, организационной структуры, военнослужащих, вооружения и техники одновременно с модернизацией страны и в основном завершить модернизацию национальной обороны и вооруженных сил к 2035 году;
  • полностью превратить народные вооруженные силы в силы мирового класса к середине XXI века.

ОДНИМ ИЗ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ НАРОДНОЙ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ АРМИИ КИТАЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕВОСХОДСТВА В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ОБЛАСТЯХ:

-4

Реализация стратегии поддерживается реформами НОАК, в том числе в части создания новых родов войск: сил стратегической поддержки и совместных сил материально-технического обеспечения. Силы стратегической поддержки (с 2015 года) созданы для централизации миссий и возможностей НОАК в области космоса, кибернетической, электронной и психологической войны. Департамент сетевых систем данных сил отвечает за кибервойну, техническую разведку, радиоэлектронную борьбу и психологическую войну.

-5

Основа бизнес-модели ОПК в Китае — программа военно-гражданского синтеза, определяющая усилия по объединению стратегий экономического и социального развития со стратегиями безопасности. Министерства, управляющие НИОКР для НОАК, трансформированы в крупные отраслевые холдинги, разделенные на пары конкурирующих корпораций. Предпринимаются меры по интеграции военных и гражданских научно-технических ресурсов страны и усилению военно-гражданского скоординированного инновационного потенциала.

ПРОГРАММА ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОГО СИНТЕЗА ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  • Интеграцию предприятий ОПК и гражданских технологических компаний, в т. ч. создание и развитие компаний для адаптации гражданской продукции в военную отрасль;
  • создание объединений предприятий военной промышленности, ориентированных на гражданский сектор;
  • встраивание военных требований в гражданскую инфраструктуру и использование гражданского строительства в военных целях.

ПРОГРАММА ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОГО СИНТЕЗА ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К РАЗВИТИЮ:

-6

ПРОИЛЛЮСТРИРУЕМ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОИЗВОДСТВ НА ПРИМЕРЕ:

Развитие беспилотной авиационной техники. Программа развития БПЛА была принята и начала реализовываться в начале 90-х гг. прошлого века. Сегодня результатом является доминирование китайских компаний на мировом рынке гражданских беспилотников с долей более 60%. Всем известна компания DJI.Также в КНР беспилотники встроены в хабовую систему крупнейших логистических операторов.

Подводя итоги:

  1. Горизонт стратегического планирования развития ОПК рассчитан до середины XXI века, включая промежуточные 15-летние, 5-летние и годовые.
  2. Основные участники формирования развития ОПК:
  • Председатель КНР,
  • ЦК компартии Китая,
  • Министерство национальной обороны,
  • Центральный военный совет КНР.

3. Основа бизнес-модели ОПК в Китае — программа военно-гражданского синтеза, определяющая усилия по объединению стратегий экономического и социального развития со стратегиями безопасности.

Основные органы управления и координации:

  • Центральный совет по развитию военно-гражданского синтеза (CCMCFD),
  • Государственное управление оборонной науки, техники и промышленности (SASTIND),
  • Государственная администрация по регулированию рынка (SAMR),
  • Руководящий комитет по военно-научным исследованиям (SRSC).

4. Критичными технологиями в КНР признаны:

  • авиа- и судовые двигатели,
  • ПРО/ПКО,
  • гиперзвук,
  • БПЛА/БВС,
  • истребители 5-го поколения,
  • кибернетическая сфера.

5. КНР активно развивает как собственные кадры, так и использует компетенции персонала из других стран:

  • Интенсивное привлечение специалистов из других стран (как через создание совместных предприятий и R&D-центров, так и путем прямого выкупа активов и ключевых сотрудников).
  • Программа «Тысяча талантов» нацелена на вовлечение в работу над критическими технологиями и проектами граждан КНР, получивших элитное зарубежное образование и добившихся определенных успехов в своих областях специализации, а также (в меньшей степени) экспертов без корней в КНР, обладающих существенным экспертным опытом в критических областях развития.

Чтобы быть в курсе текущего развития сектора, подпишитесь на ежемесячные выпуски дайджеста ОПК.