Найти тему
Future Chain

Электронная коммерция 3.0. Что это такое и зачем нужно?

В прошлой статье мы говорили про 3 версию Интернета. Однако не только Web 3.0 становится реальностью, но и другие сферы бизнеса развиваются и входят в новые этапы развития. Последние данные говорят и о том, что и электронная коммерция тоже проходит через революционную трансформацию.

1. Этапы развития онлайн-торговли

В ходе первой волны онлайн-торговли предприниматели просто стали выставлять в Интернет-магазинах те же товары, что продавались и в офлайн магазинах. Создать свой магазин в глобальной сети было очень дорого и требовало привлечения команды программистов, которых было не так много.

Именно в это время Джефф Безос создает Amazon, а в России, вдохновившись тем же концептом, создается Ozon, который сначала торгует только книгами.

В ходе второй волны электронной коммерции создание онлайн-магазина становится доступным и для менее крупных продавцов. В 2004 году начинает работу Shopify, который позволяет кому угодно за относительно небольшие деньги сделать свой магазин в Интернете. Начинает развиваться система приложений, работавшая именно с сайтами на Shopify.

В 2020 году, практически одномоментно, мир стал все больше приобретать товары онлайн и теперь онлайн-покупки стали привычкой значительной части населения разных стран.

2. Ecommerce 3.0

2.1. Увеличение количества каналов покупок в Интернете

Условно всю торговлю можно разделить на две части:

  • Покупатель хочет купить что-то быстро и как можно дешевле, не особо задумываясь об эмоциях, получаемых в процессе покупки. Например, Вы вряд ли будете испытывать наслаждение от процесса выбора швабры с отжимом для квартиры. Вы просто хотите получить нормальную швабру как можно быстрее.
  • Покупатель хочет не только приобрести товар, но и получить эмоции от самого процесса покупки. Хорошим примером может быть выбор различных товаров ручной работы, которые не решают какую-либо утилитарную проблему покупателя. Клиент хочет получить эмоции от выбора товара, от процесса ожидания покупки и распаковки.

И если с первым видом покупок отлично справляются огромные маркетплейсы, то второй вид торговли им не очень подходит. Как раз тут на арену выходят узконаправленные частные магазины, которые гораздо лучше понимают потребности своего клиента. Не одними маркетплейсами едиными жива электронная коммерция.

Люди хотят покупать не только на огромных онлайн-рынках. Можно сделать предположение, что в ходе третьего этапа развития электронной коммерции увеличится спрос на возможность быстро и легко оформить покупку в тех местах, где раньше люди просто проводили время в Интернете – например через клик на рекламный видеоролик, фотографию в посте в социальной сети, в чатботе.

Иными словами, количество каналов, через которые покупатель сможет сделать покупку через Интернет, существенно увеличится.

2.2. Децентрализация онлайн-торговли

Как и в Web 2.0, второй этап развития электронной коммерции характеризовался существенной централизацией. Основными бенефициарами этапа стали огромные маркетплейсы. В России это в первую очередь Wildberries и Ozon, а в США – Amazon.

Несмотря на ряд плюсов торговли на подобных огромных площадках, опросы показывают, что торговцы чувствуют себя связанными по рукам и ногам. К сожалению, монопольное положение компаний неизбежно ведет к различным злоупотреблениям.

  • Amazon копирует успешные товары других продавцов.
  • Shopify делает клоны успешных приложений сторонних разработчиков из своего магазина приложений.
  • В России не секрет, что Wildberries устанавливает достаточно жесткие условия для продавцов и штрафует их, например, за невыполнение плана продаж.

Несмотря на кажущуюся непобедимость гигантов онлайн торговли, последняя статистика по США показывает, что множество маленьких магазинов на Shopify отъедают рынок онлайн-торговли у Amazon. Более того, совсем недавно Amazon снял с продажи ряд товаров под собственной торговой маркой в связи с обвинениями в монополизме и также в связи с низкими продажами. Иными словами, маркетплейс, по крайней мере на словах, концентрируется не на продажах собственных товаров, а на товарах продавцов экосистемы.

Увеличение количества каналов покупок в Интернете влечет за собой перетекание части покупателей в те каналы, которые не контролируются огромными маркетплейсами или крупными и известными брендами.

2.3. Развитие экосистемы сервисов для электронной коммерции

На третьем этапе развития электронной коммерции создается техническая инфраструктура, которая позволяет покупателям и продавцам наслаждаться бесшовной и легкой интеграцией лучших сервисов в онлайн покупках.

Не секрет, что деятельность любого онлайн-магазина – это огромное количество действий в разных сферах:

  • Маркетинг (смс-маркетинг, социальные сети, электронная почта, поисковые сервисы).
  • Логистика (доставка до продавца, хранение, доставка до покупателя).
  • Функциональность сайта.
  • Прием платежей, бухгалтерия.

Редко кто из предпринимателей может похвастаться знанием и отличными навыками сразу во всех аспектах жизнедеятельности магазина.

Например, в Shopify есть магазин приложений, который позволяет продавцам решать как раз эти задачи. Фактически, магазин на Shopify представляет собой не только сайт, но и ряд приложений-сервисов. Эти программы предоставляют продавцу готовую техническую инфраструктуру для всех аспектов деятельности магазина.

В ecommerce 3.0 архитектура онлайн-сайтов будет все менее монолитной. Все больше продавцов смогут проще и быстрее изменять код сайта без серьезных изменений самого внешнего вида сайта. Аналогично, внешние изменения в сайте не будут мешать существенно бэкенду.

Для разработчиков гораздо проще будет взять на вооружение подход микросервисов, когда программист сможет выбрать лучшие сервисы в таких сферах как платежи, чекаут, маркетинг, управление складом и остатками.

Причем такие микросервисы не будут ограничены какой-либо одной CMS. Например, такие платформы для создания онлайн магазинов как Magento переделывают свой продукт, чтобы дать возможность людям работать с сервисами, которые не интегрированы в экосистему Magento.

Примеры таких сервисов для электронной коммерции представлены на таблице ниже.

Хотя пандемия явно ускорила развитие электронной коммерции, она также подстегнула рост экосистемы, невидимой для потребителя, но оказывающей огромное влияние на будущее онлайн-торговли.

3.     Слишком много текста, не читал (TL;DR)

  • Электронная торговля входит в новую, третью, фазу своего развития.
  • В Интернете появляется все больше каналов покупок вне традиционных Интернет-магазинов и маркетплейсов. В ближайшем будущем быстро приобрести товар можно будет кликнув на товар в видеоролике, пост в социальной сети или сделав заказ через чатбота.
  • Централизация онлайн-торговли привела к монопольному положению ряда крупных брендов и маркетплейсов, которые не стесняются им пользоваться.
  • Однако роль маленьких продавцов, лучше знающих своего клиента и позволяющих покупателю получить более персонализированный покупательский опыт, будет только расти. Развитие инфраструктуры торговли в Интернете позволит маленьким игрокам конкурировать с огромными торговыми площадками.
  • Будет развиваться система микросервисов для онлайн-магазинов, которые будут позволять даже маленьким продавцам получить лучшие системы для управления маркетингом, логистикой, складом и клиентскими отношениями.