Для начала скажу, что по этой проблеме я сам - пессимист.
Однако, в процессе размышлений, я сформулировал некий ответ, и прежде всего, самому себе, как я вижу ситуацию, и хотел бы в ней что-то поменять
Россия имея гигантские территории без собственного машиностроения для своего развития существовать не сможет. Вопрос снят.
Проблемы в отрасли очень серьезные, и их нужно как-то решать.
Рабочие профессии по специальностям токарь и фрезеровщик, наладчик оборудования… сейчас наверное, самые востребованные. Не хватает грамотных технологов, конструкторов. О дефиците таких кадров говорилось все последние 20-25 лет. Сейчас, по завершению пандемии в стране - финал истории. Замену пожилому поколению людей по рабочим специальностям нужно немедленно начинать готовить прямо сейчас, вкладывая материальные ресурсы, по примеру соседней Беларуси. Рабочий специалист должен снова занять почетное место в нашем обществе.
Имеется проблема с собственностью. Заводы и предприятия машиностроения находятся в частных руках. Ответственность за рабочих несет собственник, в рамках трудового законодательство. Но кто эти собственники? Судя по состоянию большинства предприятий и износу производственного фонда можно долго не гадать, куда идут доходы и куда расходы. Основные и производственные фонды трещат по швам, эксплуатируются на износ. Будущего у них фактически – нет.
Причина? Нет государственного подхода, нет государственного мышления.
Есть проблема загруженности предприятий.
Не выстраивается долгосрочная стратегия. Не видны горизонты будущего.
Страх начинать модернизацию производства.
Отчего у машиностроительных заводов нет долгосрочных заказов?
Вы скажете, что пусть ищут заказы на рынке, или разоряются, такова жизнь.
А вот неправда!. Это только звучит – «ищите на рынке», как в очередном американском пособии по маркетингу, которыми завалены все отделы сбыта по стране и которыми нас засыпали с начала 90-х .
Нет никакого такого рынка!
Для большинства направлений ключевых промышленных отраслей России – нет никакого рынка! И не было изначально.
Мелкие различные компании с здесь не в счет. Вот они как раз в рынке.
А вот средний или малый бизнес. Небольшой завод, которые еще сохранились по стране, давайте посмотрим:
Если фонд заработной платы у завода со 100 рабочими около 6 млн. в месяц, (это как раз, в среднем, постыдные и невысокие 30-45 тыс. руб. для рабочих) Получается, осваивать такой завод должен заказов минимум около 20 млн. за тот-же месяц, четко, как часы ! Хм..! Год держаться, это 250 млн. – 300 млн. с накладными расходами.
Какой рынок? Вы живете в стрессе и постоянно на краю…А если подвели партнеры слева-справа, не вовремя пошли выплаты по кредитам, по зарплатам …это же сигнал стае очередных коршунов чтобы вонзиться в ослабленную плоть. Ритмичность нарушается легко, при очередном обвале рубля, при дерганных ценах на сырье и материалы, при промышленной и потребительской инфляции, которая по факту, много выше, чем постоянно докладывают Правительству, росте стоимости энергоносителей и т.д.
И это я сейчас говорю о каких то минимальных деньгах.
Резинка в трусах что-бы держалась.
Государство должно в своей стратегии развития обеспечивать машиностроительные предприятия долгосрочными заказами, мотивируя и заставляя одновременно, технологически и технически обновляться.
Невооруженным глазом видно, что в России колоссальный запрос на индустриализацию нового технологического уклада. В комплексе с энергетикой, цифровизацией, информатизацией, внедрением новых технологий по всем направлениям, созданию новых технически грамотных кадров в нашей жизни рынку здесь просто места нет. Неужели это не ясно?
Какой рынок, например в РЖД? А гражданская авиация? А на бензоколонке, какой вам нужен рынок? Зачем нам вообще там нужен какой-то рынок? Нам нужно сесть в надежный комфортный самолет согласно бюджету купленного билета, заправить автомобиль качественным топливом, не думая более ни о чем – и всё! Эти все разговоры про рынки на Западе, уже неактуальны. Есть вещи, которые вне рынка и вне-конкуренции – флот, авиация, дорожное строительство, энергетика…ну кто там будет конкурировать между собой, при подаче, скажем, электроэнергии ?
Так-же и в машиностроении при реализации государственных программ по созданию например, новых видов городских уборочных машин? Кто с кем будет конкурировать, когда здесь технологии уже как на ладони изучены вдоль и поперек. Нужны просто комфортабельные надежные и экономичные функциональные машины. Или скажем, сельхозоборудование – что нового и конкурентного может предложить эта отрасль, дошедшая до своей точки бифуркации в мире? Выбрать и доработать наилучшие конструктивные решения и размещать их для производства в предприятия отечественного машиностроение через Госзаказы.
Никаких ТЕНДЕРОВ по Госзаказам! Здесь должна применяться логистика планового распределения нового типа, по новым правилам.
Торговые электронные площадки - это настолько документально усложненный, запутанный и очень затратный способ получения заказов, совсем не гарантирующий Заказчику нужного и качественного результата. Это вообще ненужный в цепочке Заказчик - Исполнитель, бизнес.
Посчитайте, сколько уголовных дел о мошенничестве заводиться, на хозяйствующие субъекты, с идеально чистыми для торговых процедур документами. Этот опыт должен быть пересмотрен.
Рынок – это когда вы идете покупать овощи или одежду в магазин. Выбираете, в какой пойти ресторан, какую купить мебель, машину или квартиру или решаете, вино какой марки лучше..т.д.…
При решении важных индустриальных задач государственного масштаба – рынку места нет. Ставиться задача и планируются оптимальные способы её решения. Оптимальные - понимаете?
А насчет этих рынков - это только очень грамотно выстроенная болтовня прикрывающая черную бездну коррупционных схем.
Надеюсь, что многие со мной согласятся.
Жду ваших комментариев.