Найти в Дзене

Как повысить продуктивность с помощью эффекта Зейгарник

Оглавление

Эффект Зейгарник — удивительный в своём роде психологический феномен.

Он одновременно переоценён и недооценён. Редкое сочетание!

Переоценён он в теоретическом плане, недооценён в практическом.

Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник — это склонность человека лучше запоминать незаконченные задачи. И — возможно — стремление обязательно завершить их.

Первооткрыватель эффекта — наша соотечественница, Блюма Вульфовна Зейгарник (в девичестве — Герштейн). Она родилась в 1901 году в городе Прены (ныне Пренай, Литва).

В начале двадцатых она переехала в Берлин, где познакомилась с Куртом Левином. Под его руководством защитила дипломную работу (дав экспериментальное подтверждение левиновской теории поля).

Именно тогда она показала тот самый эффект, который назвали в её честь (сама она так его не называла).

В исходном эксперименте Блюма Вульфовна давала каждому испытуемому 22 задания с инструкциями «выполнить как можно быстрее и правильнее». Нужно было наматывать нитки на катушку, складывать бумагу, умножать, рисовать, вести обратный отсчёт в уме и т.д. Предполагалось, что для выполнения одного задания хватит примерно пяти минут (хотя ограничений по времени не было).

Примерно в половине случаев Блюма Вульфовна прерывала выполнение задания и просила перейти к следующему. В итоге она спрашивала каждого испытуемого о том, что ему больше запомнилось. Оказалось, что примерно 80% человек чаще вспоминали именно невыполненные задания.

Блюма Вульфона работала очень тщательно, её исходные эксперименты были очень разнообразны — она старалась исключить все альтернативные объяснения эффекта. [1]

По её мнению всё дело было в напряжении из-за незавершённости. Если дело не сделано, его нельзя забыть — а вдруг понадобится вернуться к нему? Поэтому оно как бы остаётся подвешенным, словно на паузе.

Это была очень интересная идея, поэтому за неё тут же ухватились другие учёные.

Проблемы с теорией

Они начали воспроизводить эксперименты Зейгарник и столкнулись с ожидаемым результатом. Оказалось, что эффект то появляется, то нет.

Это означает одно. Существует уйма дополнительных факторов, влияющих на проявление эффекта.

Например, в эксперименте учёных-психологов из университета Миссисипи, эффект Зейгарник проявился частично. И частичность эта зависела от вознаграждения. Испытуемые, которым обещали награду за участие в эксперименте, реже возвращались к недовыполненному заданию. А если всё-таки возвращались, занимались им меньше. Их манила награда за участие в эксперименте, плевать на недоделанную работу. [2]

Вот другой пример. Китайские исследователи нашли корреляцию между эффектом Зейгарник и объёмом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе (bilateral hippocampus and parahippocampus). Чем больше таковой объём, тем ярче проявляется эффект Зейгарник. По мнению исследователей, дело всё в том, что людям с такой анатомией легче удерживать внимание на цели. [3]

Получается, что есть ещё и анатомический фактор, который влияет на проявление эффекта.

В общем, к середине 90-х годов стало ясно — эффект Зейгарник существует, но дело явно не в напряжении, а в чём-то другом.

Эти другие причины изучаются отдельно, поэтому в нашем столетии эффект Зейгарник отошёл на периферию научных интересов.

Зато его активно используют на практике.

Успехи в практике

Например, японцы использовали эффект Зейгарник в дидактических целях. Учёные придумали, как вызвать больше интереса у детей на специальных школьных экскурсиях. [4]

А новозеландские учёные проверили работу эффекта Зейгарник в рекламе. Оказалось, что люди лучше запоминают именно незаконченные рекламные объявления. [5]

Таких исследований много — они показывают, что эффект Зейгарник можно использовать на практике.

Американские психологи заморочились и смогли найти условия, когда эффект Зейгарник действительно работает.

Это происходит когда:

А) на работу потрачено относительно немного времени;

Б) прерывание делаете вы сами, когда зашли в тупик;

В) работа выполнена примерно на две трети. [6]

В июле 2021 появилась статья голландского психолога Праскеваса Петру, который выявил ещё два фактора:

Г) Умение человека удерживаться от навешивая ярлыков на себя;

Д) Умение постоянно думать о повышении эффективности движения к целям (кстати, сравните с китайским исследованием, упомянутым выше). [7]

Такой расклад полезен. Если человек с такими умениями не заканчивает какое-то дело сегодня, то завтра он работает продуктивнее.

Давайте посмотрим, как это работает.

Как я использую эффект Зейгарник

Я писал эту статью в течение двух рабочих дней. В первый день я собирал материал (искал и читал исследования). Затем сделал набросок текста — расставил нужные мне тезисы в более-менее внятной последовательности. Это заняло относительно немного времени. Всё, как в пункте А.

При этом я понимал, что текст сам по себе слабоват, надо бы лучше. Как это сделать — идей не было. Поэтому я прервал работу. Пункт Б.

Написано было уже много, действительно примерно две трети от необходимого. Это пункт В.

Я не навешивал на себя ярлыков в связи с этим прерыванием. Ну, не успел сделать за день. Бывает. Не смертельно. Это пункт Г.

Наконец, по дороге домой, немного дома и по дороге на работу я размышлял о том, как сделать статью лучше. Это пункт Д.

В результате я пришёл, и прямо перед дверями моего кабинета меня озарило — вот как надо написать. Я сел и тут же начал работать. Ни раскачки, ни подготовки — весьма продуктивно!

Вы знали про это уже давно

Уверен, вы заметили в этой схеме что-то знакомое. Так и есть. Это же один в один действия Шахеризады из «1001 ночи»!

Вспоминайте — она всегда рассказывала только часть истории, оставляя финал на следующий вечер. Поэтому шах не казнил её, а терпеливо ждал, чтобы узнать «чем всё закончилось». А дальше она успевала начать заново.

Давайте наложим это на наши пять пунктов.

Пункт А «На работу потрачено относительно немного времени». Ну, относительно смерти любое потраченное время кажется незначительным. Сходится.

Пункт Б «Прерывание делаете вы сами тогда, когда зашли в тупик». Шахеризада прерывала свои сказки сама, это точно. Была ли она в это время в тупике? Не исключено. Сходится.

Пункт В «Работа выполнена примерно на две трети». Завязка и развитие — это примерно две трети задачи, кульминация и развязка — одна треть. Сходится.

Пункт Г «Удержаться от навешивания на себя ярлыков». Шахеризада не ругала себя ни за что. Сходится.

Пункт Д. «Думать о повышении эффективности движения к целям». Шахеризада вполне могла продумывать, как бы получше завтра закрутить развязку, чтобы удивить шаха. А заодно — какую сказку рассказать следующей и где остановиться. Опять сходится.

Конечно, это пример в каком-то смысле анекдотичный, но он показывает, что этот приём был известен человечеству достаточно давно. Может быть, дело не в напряжении, как думала Зейгарник, но это точно работает.

Эффект Зейгарник вам поможет

Вы тоже можете использовать эффект Зейгарник для повышения вашей продуктивности.

Вам надо соблюсти все пять пунктов, указанные выше. Это, разумеется, возможно не всегда — например, не всегда именно вы решаете, когда остановиться. Однако там, где это возможно, стоит иногда прерываться и оставлять задачу незаконченной.

Тогда на завтра вы приступите к ней с новыми силами и — что особенно приятно — с новыми идеями. Ваша продуктивность вырастет, вы сможете давать стране угля больше и бодрее.

Спасибо Блюме Вульфовне Зейгарник и её экспериментам.

Кстати, у меня есть специальный курс о том, как работать продуктивнее. Он называется “Как доводить начатое до конца”. Бонусом к нему идёт запись вебинара о приёмах самомотивации. Все подробности здесь.

В дополнение рекомендую: Многозадачность: зло, которое вы не замечаете

Источники:

1. https://link.springer.com/article/10.3758/s13421-020-01033-5

2. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-6494.1982.tb00745.x

3. https://www.sciengine.com/publisher/scp/journal/CSB/60/36/10.1360/N972015-00508

4. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-39483-1_30

5. https://www.researchgate.net/profile/Faisal-Qureshi-3/publication/303990130_Relationship_between_Ziegarnik_Effect_and_Consumer_Attention/links/5762013d08ae244d0372d126/Relationship-between-Ziegarnik-Effect-and-Consumer-Attention.pdf

6. https://www.researchgate.net/profile/Andrea-Patalano/publication/254731324_Memory_for_incomplete_tasks_A_re-examination_of_the_Zeigarnik_effect/links/557af05a08aee4bf82d599ae/Memory-for-incomplete-tasks-A-re-examination-of-the-Zeigarnik-effect.pdf

7. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09585192.2021.1945653

Фото автора Pixabay: Pexels

Наука
7 млн интересуются