Вы писали, что у ребенка фактически отсутствует обращенная речь. Как она Вас зовет, если Вы ей нужны? Обязательно подходит сама? А если лень идти из своей комнаты? Пробовали ли Вы как-то поработать в этом направлении?
Да, это правда. Проблема с речью была, есть и я думаю будет всегда.
У дочери нет ни обращенной, ни произвольной речи как таковой.
Кто не понимает где он - это канал матери ребенка с ОВЗ. Дочь с аутизмом. Здесь не история успеха. Дочери 15 лет. Все не красочно и не здорово. Как "выйти из аутизма" я вас не научу.
Папа не сбежал.
Не говорю на нее "больная", а на других - "здоровые". В своих статьях ментально сохранных людей и детей называю термином "нормотипичный", чтоб было, заменяя этим слово "здоровый".
Но как-то же ей нужно нас звать и к нам обращаться. Да, позвать она просто не может. То есть покричать из комнаты "Мама" она не может и никогда этого не делала. Поэтому я и говорю, что толком "мама" в общепринятом понимании я от дочери никогда не слышала.
Поэтому ей приходится приходить и звать нас конкретно каждого кто ей нужен. Подходит и говорит "Пойдем со мной". Да, этой фразе мы ее давно научили. Если кто-то спит, то подойдет, дотронется до руки и скажет "Мама, вставай" или "Папа, вставай". Вернее не так. Сначала зайдет в комнату "Пойдем со мной". Если я еще дремлю и говорю ей "Мама еще спит, давай попозже", то она может либо уйти и прийти позже, либо подойти и сказать "Мама, вставай" и тянуть за руку, снимать одеяло с меня.
То есть из соседней комнаты она не может позвать. То есть она не может ни просто позвать, ни на помощь позвать. И это большая проблема (((
А, если ей лень идти из своей комнаты, значит ей не нужно нас звать. Позвать она может только лично.
Все, что она хочет попросить или что-то от нас, чтоб мы сделали/помогли, ей приходится просить, подходя к человеку и говоря это с глазу на глаз.
А как работать в этом направлении? Пока не понимаю.
Вот улучшение в плане того, что ее можно позвать и она из другой комнаты придет посмотреть чего ее зовут - это сейчас есть, особенно, если конкретно за чем-то позвать или попросить. То есть для этого ей не нужен контакт глаза в глаза или один на один. Это она на слух хорошо воспринимает.
Может быть когда-то до нее дойдет, что и сможет позвать издалека меня или папу. А может быть и нет.
Да и говорить с ней можно только, смотря ей в глаза, может быть даже придерживая ее за руки слегла, чтоб она не ушла. Она будет всячески увиливать от ответа и от диалога. Поэтому спросить вслед у нее "Как тебя зовут?" бесполезно. Она не ответит. Но это не значит, что она не знает как ее зовут, как ее фамилия, свой адрес.
И это большая проблема. Так как, если вдруг она потеряется и ее приведут в полицию, то добиться они от нее будет что-то сложно.
С помощью карточек общаться не получается. Да ей это и не нужно, пассивный словарный запас у нее довольно большой. И активный словарный запас тоже ничего. Только вымолвить ни слова не может толком.
Немного про развитие речи у дочки я писала ранее: