Чернокожий солдат в армии России времен Первой мировой (да и не только) – это редкость. При этом он был еще и французом полинезийского происхождения. Звали его Марсель Пля.
Как он попал в Россию
Родился в феврале 1890 г. Это случилось в Париже. Когда ему исполнилось 17 лет, вместе с матерью оказался в России. Его маман пригласили в далекую страну работать нянькой.
Парень быстро освоился на новом месте. Выучил хорошо русский язык и получил профессию шофера.
В 1909 г. устроился в автомобильный отдел на Русско-Балтийском вагонном заводе, что находился в Риге. Затем Марсель перебрался в Санкт-Петербург, где работал на этом же заводе, но в авиационном отделе.
Первая мировая
В 1914 г. француз Марсель Пля изъявляет желание служить в Русской армии в качестве добровольца. Итогом этого стало его зачисление рядовым в автомобильную роту.
В 1915 г. Марсель получает звание младшего унтер-офицера и переводится в Псков младшим мотористом в авиационную часть. Там его включают в состав экипажа тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец».
Что собой представлял шедевр авиационной промышленности Российской империи
Это был 4-моторный биплан, выполненный из дерева. На начало войны количество членов экипажа составляло 5 человек, а на конец – 8 человек.
Масса груженого «Илья Муромца» в 1914 г. достигала 5 т, а в 1918 г. – 7,5 т.
За все время было построено около 60 модификаций «Ильи Муромца»:
- длина – от 15,5 до 19 м;
- длина верхнего крыла – от 24,9 до 31,1 м;
- площадь крыльев – от 125 до 200 кв. м;
- пустая масса – от 3,1 т до 4,8 т;
- максимальная скорость – от 105 до 135 км/ч;
- вооружение – от 2 до 8 пулеметов и от 350 до 1500 кг бомб.
Подвиги Марселя Пля
Всего чернокожий француз совершил 2 подвига во время Первой мировой, за каждый из которых удостоился по Георгиевскому кресту.
1-й подвиг
Весной 1916 г. «Илья Муромец», на котором в качестве стрелка был Марсель, получил серьезные повреждения при обстреле противником с земли. Тогда экипаж вел бомбардировку ж/д станции Даудзевас.
Командира серьезно ранило, он повалился на руль, что заставило самолет сорваться в штопор. Ситуацию выручил второй пилот, который смог усесться в кресло командира. При этом все думали, что потеряли стрелка, так как самолет изрядно поболтало. Но Марсель остался жив.
Француз предусмотрительно привязал себя ремнями к одной из стоек. Во время болтанки он не только спас себя, но и сохранил пулемет.
Двигатели «Ильи Муромца» начали сбоить, да и стойки крыла вызывали опасения. Последние в любой момент могли подломиться. Тогда Марсель вызвался отремонтировать их прямо в полете. Для этого французу пришлось выбраться на крыло. Неизвестно, что именно он там делал. Но это помогло самолету дотянуть до родного аэродрома. Примерно через час «Илья Муромец» совершил посадку. Когда самолет замер, его крыло полностью отвалилось, машина восстановлению не подлежала.
Итогом этого полета стало для Марселя получение звания фельдфебеля и награждение Георгиевским крестом III степени.
2-й подвиг
Осенью 1916 г. было решено провести боевые испытания новой модификации «Ильи Муромца». Из самолета хотели сделать настоящую летающую крепость.
Наши сами напросились на атаку немецких истребителей. Все-таки 8 пулеметов позволяли чувствовать себя в относительной безопасности. За одним из пулеметов восседал Марсель. Вот, появились немцы. Когда на самолет зашел истребитель противника, француз открыл яростный огонь. Немец «споткнулся» и устремился вниз. Спустя несколько минут еще один истребитель вспыхнул от пуль Марселя. Остальные решили убраться восвояси, увидев такую плотность огня.
Так у француза появился еще один Георгиевский крест.
Как сложилась дальнейшей судьба Марселя Пля
В 1918 г. он отбыл на родину. Весной этого же года его призвали во французскую армию. После окончания службы обосновался в Париже, работая механиком. Скончался в 1951 г.