Найти в Дзене
Сергей Фоминых

ЦИВИЛИЗАЦИЯ и ЧЕЛОВЕК

ВСТУПЛЕНИЕ. Рассматривая то, как на протяжении всей своей истории человечество развивается и всё больше приближается к своей стадии, особое внимание стоит уделять не только его культуре или мировоззрению человека, не только техническому прогрессу и способу обустройства своего жилья и ведения жизни и хозяйства, но и то, как человек контролировал свою жизнь, какую роль он играл в коллективной работе, и как он взаимодействовал со своими сородичами. В истории и социологии это называется "общественными отношениями", и действительно - их обзор играет весомую роль в исследовании прошлого, потому что показывает нам жизнь человека с социальной точки зрения, показывает его место в едином коллективно образованном организме, основанном на взаимодействии людей на определённой территории, их обязанностях и положение в коллективе, а также на системе управления и коллективной жизни, на которой базируется какой-либо политический строй.

В политической философии, которой занимались Платон, Конфуций, Макиавелли, Томас Мор, Адам Смит, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Монтескьё, Гегель, Михаил Бакунин, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин и Макс Вебер, изучение общественных отношений вылилось в многочисленный сборник теорий то идеального общества с точки зрения политики, экономики, мировоззрения и культуры, то добродетели и достойного поведения в обществе, то справедливого и достойного правления, то общественного договора и насилия над человеческой природой, то классовой борьбы и коммунистического общества... в общем, политическая философия достаточно богата на свои теории и представления об обществе и государстве.

В самой исторической философии, обогащающейся размышлениями о том, как развивалось человечество, также накопилось достаточно теорий и представлений - тот-же пресловутый марксизм, основанный на классовой борьбе и прогрессе производства, та-же теория пассионарности Гумилёва, рассматривающая историю этногенеза и биосферы Земли, цивилизационный подход и т.д. и т.п.

В этой рубрике, которая отныне заменяет все остальные (даже незаконченные, а то я уже задолбался ¯\_(ツ)_/¯), автор постарается на свой вкус передать вам свой взгляд на то, как формировалось и развивалось человеческое общество, как происходил весь этот процесс, какие протекали закономерности, а главное - как при этом менялся человек.

НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, основанная на ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ и учитывающая все основные ФАКТОРЫ. На самом деле на то, как развивается и меняется в своих взглядах и поведении человек, влияет несколько одинаково важных для историка факторов:

1. хозяйственный/экономический фактор,

2. социально-политический фактор,

3. культурный/психологический (основанный на мировоззрениях и поведении людей в обществе) фактор,

4. научно-технический фактор,

5. фактор международной арены,

6. гео-климатический фактор.

То есть историю нежелательно рассматривать с одной стороны - нужно различать сразу несколько факторов, чтобы определить, как они повлияли на человеческую жизнь и мировоззрения среднестатистического человека. Факторов несколько, и у каждой людской цивилизации они проявлялись по-разному - в разных формациях и в разных масштабах.

Так, индейцы Центральной и Южной Америки хотя и умели строить свои государства (социально-политический фактор), имели свои уникальные культуры и религии, а также независимо от остальных добились больших достижений в астрономии и медицине (им не были знакомы европейские болезни вроде оспы и чумы, что сыграло с ними злую шутку), однако развивались отдельно от европейских цивилизаций (античной и франкской) ввиду своей географической изолированности (гео-климатический фактор), а потому не познакомились с хозяйственными механизмами и кораблестроением, не научились делать огнестрельные оружия (научно-технический фактор) и в религиозном плане отличались от христианской Европы (мировоззренческий и культурно-религиозный факторы). А потому, когда началась колонизация Американского континента, индейцы не выстояли перед алчными и кровожадными конкистадорами, покорились им и впали в эпоху цивилизационного кризиса.

То-же самое произошло и с Индией, которая в силу своего традиционного и политического устройства раскололась на множество разрозненных княжеств и царств, которые хотя временами и объединялись то под властью Гуптов, то Моголов, однако не смогли перевесить кастовую схему общества и пали сначала от мусульман, потом от воинов Тамерлана, потом от персов шаха Надира, и наконец подчинились британским колонизаторам. Однако культурно-религиозный фактор, основанный на бессмертных идеалах индуизма, позволил индийской цивилизации выстоять и под конец добиться своей независимости от Британской империи.

Также и Русь, раннефеодальное и православное государство, которое развалилось на удельные княжества ввиду начавшегося династического и феодального кризиса, который привёл к княжеским усобицам и распаду ранее единого государства на несколько более слабых. Русь лишилась централизованной и крепкой власти, а потому не выстояла перед золотоордынскими захватчиками, которые тогда в социально-психологическом факторе являлись полной противоположностью Руси. Однако Русь выстояла ввиду культурной обособленности (культурно-религиозный фактор) от Золотой Орды (которая в 1312 году приняла ислам), постепенного прихода князей в себя, начиная с Александра Невского и заканчивая Иваном Калитой, и начавшейся централизации разрозненной Русской земли вокруг Москвы, где начался хозяйственный и социально-политический подъём. Постепенно, на фоне подъёма новой "матери городов русских", под корень изменилось и мировоззрение людей, которые перестали терпеть ордынский гнёт и увидели в единой и крепкой власти (которая переросла в самодержавие) спасение русской цивилизации. В итоге народ и сам сплотился вокруг Московского Государства, которое в итоге победило Золотую Орду и утвердилось как независимое и централизованное.

То есть вы видите, как факторо-цивилизационная концепция рассматривает развитие человеческой цивилизации. Факторы взаимосвязаны между собой и вместе очень сильно влияют на цивилизацию, и в первую очередь - на человека как её творца и основу.

Примерно так выглядит у этой концепции хронология:

1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА - Биологическая эволюция древнего примата в питекантропа, а питекантропа - в современного человека; Ранний технический прогресс; Примитивная форма религии и искусства; Суеверное представление о мире; Развития брачно-семейных отношений; Присваивающая форма хозяйства; Первобытно-общинный строй (ранняя общественно-коллективная формация) => Родо-племенной строй (первобытный коммунизм с зачатками классового общества)

2. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - Переход от присваивающего хозяйства на производящее - зарождение сельского хозяйства и ремесла;
Развитие металлургии (от меди до железа) и ремесленного производства;
Глубокая специализация труда в обществе; Гео-климатический фактор приводит к разделению ранее единого человечества на этносы с присущими им языком и письменностью, культурой и религией, типом хозяйства, мировоззрениями и стереотипами мышления; Развитие торговли => начало взаимодействия между народами; Социальное расслоение и разложение родо-племенного строя => Возникновение классового общества и государства; Закрепление в семье и обществе патриархата и частной собственности

3. ДРЕВНИЙ МИР -

Характеристика периода:
географический фактор -
поселение шумерской, египетской, индо-арийской и китайской цивилизаций в долинах крупных рек, развитие у них ирригационного хозяйства и укрепление планово-командной системы его ведения;
формирование финикийской и античной цивилизаций на берегах Средиземноморья - развитие заморской (транзитной) торговли и кораблестроения, закладывание колониальных цивилизаций;
расселение кельтской цивилизации в западной Европе, индо-европейских народов - в Центральной и Восточной, в Малой Азии и Азии вплоть до Индии =>
поселение германских и славянских племён в европейских лесах =>
развитие сельского хозяйства наряду с некоторыми элементами присваивающего хозяйства

социально-политический и экономический фактор -
формирование государств и обществ как таковых (то восточных деспотий на Ближнем Востоке, в Египте и в Китае, то античных республик, то Римской империи), рабовладельческий (даже в античной Греции) и иерархический (социальная пирамида в Египте) строй общества, присутствие разветвлённой бюрократии в Египте и в Китае
религиозный фактор - появление уникальных религий с присущими ей колдовством и многобожием, картина мира у древних людей определяется религиозными представлениями, хотя в Греции развитие науки способствует возникновению представлений о шарообразности планеты и её нахождении в едином космосе (Аристотель, Геродот, Птолемей, Эратосфен)
культурный и научно-технический фактор -
развитие иероглифической и алфавитной письменности,
развитие литературы (Эпос о Гильгамеше, Сказ о Красноречивом крестьянине, Илиада и Одиссея Гомера, Энеида Вергилия) и искусства (у каждой цивилизации она уникальная),
науки (китайские изобретения, греческие и римские науки) и философии (Конфуций в Китае, Будда в Индии, Сократ, Платон и Аристотель в Греции, Цицерон в Риме)


Цивилизации:

3.1
Ближний Восток: восточная деспотия, многобожие, пиктограммы => иероглифическая письменность, ирригационное хозяйство - Месопотамская-Шумерская цивилизация по соседству с воинствующими хеттами, предприимчивыми финикийцами и жертвами агрессивных "народов моря" иудеями=> Вавилонская цивилизация => Ассирия => Нововавилонское царство => Персидская империя => Македонская держава и её наследие => Сасанидская держава персов
3.2
Древний Египет: восточная деспотия, многобожие, иероглифическая письменность, ирригационное хозяйство
3.3 Древний Китай: восточная деспотия => императорская власть, конфуцианство и даосизм, цикличный вид истории (приход новой династии к власти => процветание => застой => кризис => свержение старой династии и воцарение новой), периодические конфликты с кочевыми народами Азии
3.4 Древняя Индия: Хараппа, Мохенджо-Даро => Индо-арийская цивилизация - индуизм, буддизм как философия о жизни и смерти, традиционное кастовое общество, раздробленная цивилизация
3.5 Американские индейцы: родо-племенной строй, зачатки сельского хозяйства и ремесла, многобожие
3.6 Древние кельтские и индо-европейские племена: родо-племенной строй, зачатки сельского хозяйства и ремесла, многобожие
3.7 Античность: Крит => Минойцы => Классическая Греция => Македонская держава, эллинизм => Римская республика => Римская империя - республиканская форма правления (которая не выстояла перед популизмом в Греции и перед имперскими амбициями элиты в Риме) => деспотизм, многобожие, зарождение классической науки, медицины, философии и литературы

4. ВТОРОЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД - Деградация социально-политических, экономических и культурно-религиозных институтов Рима на фоне возвышения христианства; Великое переселение народов приводит к падению Римской империи и основанию на ее руинах варварских королевств, а также к закреплению славян в Центральной, Южной и Восточной Европе; Начало истории Византийской цивилизации

5. СРЕДНИЕ ВЕКА -

Цивилизации:
1. Европейская феодально-христианская
(католическая) + западные славяне
2. Византийская православная + южные и восточные славяне
(в особенности - Древняя Русь)
3. Американские индейцы
4. Мусульманский Ближний Восток
5. Аланы, авары, тюрки, хазары, мадьяры, булгары, печенеги, кипчаки -
кочевые азиатские племена (некоторые имели свои государства)
6. Монгольская цивилизация
(Монгольская империя => 4 улуса на территории Китая, Сибири, Средней и Передней Азии, Восточной Европы)
7. Китайская цивилизация
(от династии Суй до династии Мин)
8. Индийская цивилизация
9. Японская императорско-самурайская цивилизация
10. Скандинавская
(норманны - северные торговцы и морские разбойники => Норвежская, Шведская и Датская) цивилизация

Характеристика периода:
установление монотеистических религий (христианства в Европе, ислама на Ближнем Востоке, буддизма в Азии) и феодального общества в Европе, на Руси, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии; цивилизационный подъем американских индейцев, славян, монголов, мусульман; религиозная идея литературы, искусства, науки и соответствующая форма мировоззрения в большинстве тогдашних цивилизаций

6. ТРЕТИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД - Великие Географические Открытия знакомят европейца с Америкой, Африкой, Австралией и Азией; глубокий научно-технический прогресс в Европе; падение феодальной раздробленности в Европе и на Руси, установление там централизованных абсолютистских государств. Падение Монгольской империи в результате потери контроля над Китаем (1368), Средней Азией (во многом это заслуга Тамерлана) и Русью (1380-1480).

7. НОВОЕ ВРЕМЯ

Цивилизации:
7.1 Европейская
(Англия, Испания, Португалия, Франция, Шведско-Норвежская уния, Нидерланды, Священная Римская Империя => Пруссия и Австрия, Речь Посполитая, Московское царство => Российская империя + заморские европейские колонии)
7.2 Китайская
(Династия Цин)
7.3 Индийская
(Династия Моголов => Жемчужина Британской короны)
7.4 Японская (
Власть сёгуната клана Токугава)
7.5 Турецкая
(Османская империя) и Персидская
7.6 Латино-
(испанские колонии => независимые республики Южной и Центральной Америки) и Северо-Американская (британские и французские колонии => США и Канада)
дополнительно:
7.7 Славянская цивилизация во главе с Москвой - самодержавное
(с 1721 года - абсолютистское) и православное государство, в годы Петра Первого влившееся в европейское общество

Географический и политический фактор
- Масштабная глобализация во главе с Европой и колонизация Америки, Африки, Азии и Австралии - насильственное "открытие" Китая и Японии; Становление колониальных империй Испании, Португалии, Франции, Голландии, Англии и России (Сибирь и Аляска) - элемент развернувшейся глобализации.
Столкновение индустриального европейского и традиционного азиатского миров приводят к поражению последнего и воцарению первого.
Религиозный раскол в Европе => Реформация, разделение Европы на католическую (консервативную) и протестантскую (реформистскую).

Экономический фактор -
кризис феодально-абсолютистских отношений и приход им на смену капитализма; мануфактурно-фабричное производство, основанное на разделении труда, частной собственности и эксплуатации наёмных рабочих; проникновение и постепенная колонизация азиатских, африканских и американских колоний приводит к проникновению туда капиталистической экономики, работорговли и европейского технического прогресса; расцвет (XVIII) и падение (XIX) крепостничества в России и рабства в США (1865) => постепенное становление аграрно-индустриального капитализма в России

Мировоззренческий и культурно-религиозный фактора -
Религиозный раскол в Европе => Реформация, разделение Европы на католическую (консервативную) и протестантскую (реформистскую); Века Возрождения и Просвещения - расцвет науки, искусства и философии, распространение атеистических и либеральных взглядов в обществе; Главенство идеи европоцентризма ввиду расцвета колониализма; Подъём феминистического движения в борьбе за половое равенство; появление идей социализма и коммунизма как идеи борьбы за социально-экономическое равенство, уничтожение классов и эксплуатации, а также дарование свободы, равенства и братства обществу.

Научно-технический фактор - наука и экспериментальное познание мира постепенно смещают религиозные установки; физика, химия и биология обретают свою истинную сущность и роль. Во Франции это является реакцией на беспредел королевской элиты, в Англии - результате постепенного научного прогресса, а вот в России это плоды грандиозных реформ Петра Первого, которые привели к проникновению в Россию науки. В XVIII веке она зародилась (Магницкий, Смотрицкий) и уже обрела своих деятелей (Ломоносов, Ползунов, Дашкова, Кулибин), а в XIX веке расцвела и прославила своих деятелей на весь мир.

Социально-политический фактор -
Династия Цин в Китае и власть Сегуната в Японии; Эпоха Османской и Российской империй и Соединённых Штатов Америки (республиканского государства со своей Конституцией) как влиятельных держав того времени; масштабные революции в Европе (Англия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Италия, Германия) и воцарение буржуазного общества; кризис династии Цин в Китае => революция 1912 года; выход Германии и Японии на международную арену (франко-прусская, японо-китайская и русско-японская войны);

8. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД - Век модернизма и окончательное закрепление империалистического капитализма в Европе и её заморских колониях, попутное возникновение и распространение идей социализма в Европе и в России; развитие машинного производства и технологий - модернизма, в Европе, России и Соединённых Штатах; установление идеологии европоцентризма и попутное пробуждение азиатских держав; политический кризис в Европе, закончившийся Первой Мировой Войной и падением европейских империй; Революция в России и становление социалистического государства на месте бывшего буржуазного государства; Экономическое и политическое возвышение США на международной арене

9. НОВЕЙШЕЕ (СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ)

Цивилизации:
1. Евро-американская
(евро-колониальная + США и Канада + фашистская Европа => капиталистическая евро-американская) и бывшие англо-саксонские колонии (Австралия, Канада, Новая Зеландия)
2. Советская и постсоветская
(СССР - главное социалистическое государство => постсоветские государства + страны бывшей Югославии и бывшего соц. блока)
3. Китайская
(КНР) и некоторые постсоциалистические государства (Вьетнам, КНДР, Куба, Монголия)
4. Японская
5. Индийская
(независимая с 1949 года)
и все остальные
(Латинская Америка, арабский Восток, африканские государства и океанийские аборигены)

Социально-политический фактор
- Становление социализма в СССР, нацизма в Германии, фашизма в Италии; Возвышение США на арене и образование Лиги Наций; Вторая Мировая Война - результат милитаристских и диктаторских порывов Гитлера, которому содействует Муссолини и Хирохито (Япония); Падение колониальных империй - независимость обретают Индия и множество африканских стран; Холодная война - противостояние социалистического и капиталистического блоков во главе с СССР и США; Раздел Европы между двумя этими странами; Образование ООН, как реакция на ужасные последствия войны, и ЕС; всплеск терроризма на Ближнем Востоке; становление социализма в КНР, в Северной Корее, во Вьетнаме и на Кубе; падение соц.лагеря в Европе - конец Холодной Войны, Распад СССР и образование стран СНГ, распад Югославии; борьба за ресурсы на Ближнем Востоке, вызванный Майданом конфликт на границе России с Украиной, переросший в настоящую войну => ещё большее напряжение отношений в мире.

Социально-экономический фактор - начало реализации плановой экономики в СССР (Индустриализация, Коллективизация, социальные программы), которая потом перебралась в КНР; широкая урбанизация в Европе и в СССР; Великая депрессия, вызванная биржевым крахом в США; после Войны США и СССР как самые влиятельные державы мира делят Европу и в своих сферах влияния реализуют свои экономические модели и так закрепляются в Европе; противостояние рыночной и планово-командной системы по ходу Холодной Войны; СССР подсел на "нефтяную иглу"; постепенная деградация системы в СССР вместе с началом Перестройки приходит к краху - в странах СНГ устанавливается рыночная экономика, хотя её реализация там сопровождается глубоким экономическим кризисом, расцветом коррупции и социальным расслоением; расцвет предпринимательства как важного элемента современной экономики.

Научно-технический фактор - глубокий научно-технический прогресс, начинавший с электричества, радио и телевизора как средств донесения информации (и контроля над ней, что привело к становлению тоталитаризма во многих странах) дошёл до освоения космоса (Космическая гонка) и информационных технологий вроде Интернет-гаджетов и спутниковой связи; расцвет машинного производства привёл к вмешательству робо- и прочих технологий в медицину и науку.

Мировоззренческий и культурно-религиозный фактор - становление идей либерализма, демократии и свободы в простом обществе, появляется культура постмодернизма как плод свободы самовыражения; развитие телевидения, кино, журналистики и свободной литературы. Расцвет идей толерантности и феминизма как элементов либерального общества. Сейчас по большей части картина об окружающем мире определяется научными взглядами, которые преподают в школе, однако место религии в этом мире тоже есть. Однако всё ещё находятся отчаянные фанатики, с воплями защищающие свою религию и открыто желающие смерти всем несогласным - такая-же проблема и с ультра-националистами, радикальными феминистками, толерастами (которые явно овладели киноиндустрией и Netflix).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. К ЧЕМУ ВСЁ ИДЁТ? (авторская гипотеза)
Скорее всего, всё идёт к новому переходному периоду, который будет ознаменован несколькими поворотными пунктами:
-
Гео-климатический фактор - постепенное исчерпание ресурсов планеты и борьба за них (характерно для империалистической стадии капитализма, главенствующей ныне) либо истощит её и сделает её непригодной для ресурсного эксплуатирования, из-за чего людям придётся осваивать другие планеты, либо-же станет сигнал для науки, которая примется за создание условий для использования экологически чистого топлива, либо-же будет изобретать химическую замену природным ресурсам.
Глобальное потепление, подъём уровня воды и температуры вынудит людей адаптироваться к новым условиям и совершенствовать условия проживания на этой планете.
-
Научно-технический, культурно-религиозный и мировоззренческий фактор -
Начнём с лучшего сценария.
Робо-технологии окончательно войдут во все сферы цивилизации - в медицину, в промышленное производство, в освоение космоса (которое тоже нас ждёт), в доставку пропитания и ресурсов с одной точки на другую, будут участвовать в сфере образования и регулирования общественных процессов.
В науке и образовании появится новый ориентир, основанный на обеспечении всего населения комфортом и всеми возможностями жить и развиваться, а значит - ещё большая специализация и разветвление труда и профессий, которое потребует большей вовлечённости ещё большего числа людей.
Освоение космоса пойдёт куда дальше и приведёт к началу создания Земной Колониальной Державы, которое будет длиться долгие и долгие миллионы лет вплоть до конца человечества.
В культуре нас ждёт очередная революция, которая приведёт к образованию единой и достойной замены разношёрстного постмодернизма, способной заполонить все сферы современной культуры.
Однако это в случае, если среднестатистический человек сам осознает всю необходимость в научно-техническом прогрессе, если образование и культурная жизнь станут общедоступными и общеобязательными, способными заинтересовать массы. В противном случае, если государства не осознают то, что образованный и работящий народ является большей опорой человечества и государства, чем глупые и необразованные, то, как отметил Рей Брэдбери, "человечество предпочтёт покорению космоса просмотр телевизора", а в научно-техническом прогрессе нас ждёт стагнация и исчерпание ресурсов.
-
Социально-политический и экономический фактор - автор считает, что человечество ждёт новая стадия экономического и общественного развития, к которой мы придём вместе с исчезновение последнего оплота авторитарной и подавляющей системы государства - ощущения государства аппаратом подавления простых масс при помощи вооружённого аппарата, чрезмерной бюрократии и цензуры.
Расцвет предпринимательства, научно-технический и культурный прогресс, преображение мировоззрения людей, а также возможное появление новой философии должны стать необходимыми предпосылками становления нового общества как этакого гибрида свободного либерализма и справедливого коммунизма - свобода предпринимательства и участия в едином рынке, демократизация общества, индивидуализм и дарование всех гражданских прав человеку (при условии исполнения обязанностей перед моралью и новым обществом), а также взаимодействие общества как единого организма с органично работающими властью и остальными слоями общества, дарование свободных социальных услуг и права на жизнь и труд, социальное равенство и искоренение безграмотности и безработицы путём развития и освоения будущей экономической формы.

Опять-же - всё это является авторским представлением о будущем, однако это лучший сценарий развития человеческой цивилизации. Всё зависит от выбора и развития её элементарной единицы, двигающей развитие своего мира - от человека, и именно он является основой и главным героем всей истории...
Вы, понятное дело, можете со мной не согласиться, но на то у нас, собственно, и свобода самовыражения :)
Наука
7 млн интересуются