Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Дворянское гнездо» или почему я считаю Кончаловского менее интересным, чем его брат

Оговорюсь сразу – это мой личный вкус, что и отражено в названии, однако, нелишне повторить ещё раз. Я смотрела почти всё, что создал Андрей (Андрон) Кончаловский, равно как знаю творчество его младшего брата Никиты, и сравнение вовсе не в пользу первого, но, если смотреть внимательно, Михалков кое-что брал у Кончаловского в плане деталей и нюансов. Однако у Никиты они играли куда как эффектнее. Например, панорамы пейзажей или сцены пикников.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Что сразу приходит на ум? Никита снимал, как ему нравилось, тогда как Андрон всегда хотел создать нечто в духе современного, европейского сinéma. Когда человек желает быть «как», он проигрывает тому, кто делает, как дышит. Я не беру последние опыты Михалкова, хотя, мне очень понравился его «Солнечный удар» (2014); мой блог посвящён советскому кино и сравнивать я буду не «Солнечный удар», допустим, с «Раем» (2016) Кончаловского, а то, что делалось братьями в СССР.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Для примера возьму очень хорошую экранизацию «Дворянское гнездо» (1969), предпринятую Кончаловским. Вы заметили, чтобы её обсуждали в блогах и соцсетях? Нет. Тогда как михалковскую «Неоконченную пьесу…», «Обломова» и «Рабу любви» довольно часто разбирают. А вот не скажите, что это «не аргумент»! Самый-самый. Если кино не ушло в народ – оно не вполне получилось. Того же Тарковского с его заумью (по мне так нормально) ещё как раскладывают – до ругани в комментариях.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Тем не менее, «Дворянское гнездо» именно добротный фильм. Красивый. С отличным кастингом – лучшего Лаврецкого, чем интеллигентный и самую чуть простоватый, как и должно по тексту, Леонид Кулагин сложно придумать, а Лиза – натуральная Ирина Купченко с её нервным, красивым лицом и тонкими запястьями. Позвать на роль Варвары Павловны польскую богиню Беату Тышкевич – великолепная задумка, ибо мадам Лаврецкая «чужда всему русскому» и эта отчуждённость передана идеально точно.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Впрочем, Кончаловский почти никогда не промахивается с подбором актёров, как и Никита, который сыграл эпизодическую роль молодого бонвивана – этакая «юность Паратова». Вообще, в экранизации «Дворянского гнезда» многое опущено и столь же многое привнесено – это «по мотивам». Кончаловский всегда хочет создать нечто психологическое, но так увлекается «видами», что на них всё и заканчивается. Михалков же умеет (или умел?) вызвать дрожь каким-нибудь полётом газового шарфика в «Рабе любви».

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

А «Дворянское гнездо» — это крепкая, вкусная декорация, интересно сколоченная. Например, заброшенность имения Лаврецких понимается тут почти буквально – живописность паутины, эстетно снятая пыль, ветхость дверей, драпировки-драпировки-драпировки… Нечто сугубо театральное и - реальное одновременно. При всём том какое-то ненастоящее. Вот. У Кончаловского тут всё ненастоящее. Будто он - иностранец. Эта декоративность бытия подчёркнута «креативными» дамскими костюмами, не имеющими почти ничего общего с женским платьем эпохи Тургенева.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Всё это на фоне реальных «графских развалин» или – не вполне развалин выглядит несколько странно. Это ещё один значительный минус фильмов Кончаловского – у него по-отдельности всё круто, а в ансамбле – не звучит. Сумбур вместо музыки. Никита же умудряется спаять всё верно и в правильной пропорции. Точно так же не монтируется любовь Лизы и Лаврецкого, утрачено ощущение. У Тургенева – надрыв, читаемый сквозь чёткую выдержанность. В драме Кончаловского я не увидела, собственно, ...драмы.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо» (1969). Скриншот.

Какие-то сцены из жизни помещиков. Двигаются. Говорят. Иной раз по-французски. Костюмы - из какого-то раньшего времени. А любовь? Такое чувство, что Лаврецкий, поняв, что не может быть с Лизой, внутренне ...даже обрадовался. Мол, не придётся ещё раз обжигаться. И пошёл себе гулять в свои поля, где бегает крестьянский ребёнок – единственное живое создание кинокартины. Или так было задумано?! Если бы снимал Никита, у зрителя душа сто раз перевернулась бы...

Zina KorZina (c)

P.S. О фильме Кончаловского, который я считаю гениальным.