Цвет - классная штука, которая, как нам кажется, влияет на наше мироощущение, деятельность, да и жизнь вообще. Яркая толстовка добавляет оптимизма, черный свитер позволит спрятаться.
Откуда же берутся представления о том, что розовый вызывает нежность, белый связан с чистотой? На белой одежде врачей заметна грязь, поэтому ее часто меняют; возникшая ассоциация чистоты белого не имеет ничего общего с реальной чистотой - отсутствием микроорганизмов. И невеста в белом может быть бесконечно далекой от чистоты отношений.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
У всех древних культур стереотипы смыслов цвета были связаны с картиной мира. В философии картиной мира называют образ универсума, который создают люди. То есть, это не сам мир, как он есть, а представления о нем в наших головах. Не стала исключением и японская культура.
Регламентированными цветами, признанными японцами в качестве эталонов, считали черный, красный и белый. На роль четвертого претендовали два следующих: сине-зеленый «aoi» (или «awo» – отдающий в желтый) и фиолетовый (темный красно-синий).
Японское наименование фиолетового – 紫 murasaki. Название имеет общее для многих культур растительное происхождение, образовавшееся от названия колокольчика «воробейник мурасаки».
Первоначально фиолетовым японцы пользовались редко, так как считали его искусственным, а не природным: цвет получали в ходе смешивания красного и синего. Затем в связи с редкостью и дороговизной необходимых для производства составов начались процессы установки его ценности. Пигменты были очень дорогими, поэтому фиолетовый вошел в сословную символику - стал маркером людей обеспеченных, с высоким положением при дворе.
В регламентирующем древнем японском тексте «Кодзики» (что-то вроде конституционных актов, которыми регулировалось все) оттенки фиолетового расположены в соответствии с сословными смыслами:
大徳– темно-фиолетовый – старшая благодать;
小徳– светло-фиолетовый – младшая благодать.
Тёмно-фиолетовый, как самый насыщенный, был отнесен к высоким регальным цветам наряду с желтым и красным и считался цветом верхней одежды для наиболее знатных аристократов.
Запасными для знати были тёмно-багряный и тёмно-саппановый (из плодов цезальпинии саппан Caesalpinia sappan). Они были запрещены для простолюдинов. Разрешение на ношение всех трех оттенков цвета предоставлялось исключительно императорским рескриптом (указом).
Позднее фиолетовый чуть понизили в значениях - отнесли к военной знати, наделив его более простыми смыслами: благородства и силы, радости и боевой удачи. Самураям, верным кодексу бусидо (военный устав японцев), в особо торжественных случаях дарили фиолетовые ирисы, чьи острые листья, напоминающие лезвие меча (как гладиолус для римского меча гладиуса), дополняли смыслы ценности и значимости воина- аристократа.
Современные японцы изменили значения палитры, но кое-что осталось от древних эпох. Так, например, в аниме прослеживаются следы прошлого восприятия цвета: фиолетовая одежда или волосы персонажа указывают на его решимость, иногда склонность к насилию (в том числе над самим собой), а также покорность и верность (долгу, лидеру, как и у древних самураев).
В следующей истории о фиолетовом в Китае.