Как вы знаете, в последние месяцы в России наблюдается большой профицит торгового баланса, причем накапливается он именно в валюте.
А с "пристраиванием" этой валюты, мягко говоря, очень большие трудности. Таким образом, и курс рубля держится чересчур крепким, что государству не выгодно, и валюта накапливается на коррсчетах банков, повышая риски "заморозки" и расходы на ее хранение, в общем, все это создает сразу несколько серьезных проблем.
И вот, глава ЦБ Эльвира Набиуллина разработала свои предложения по поводу использования накопившихся излишков валюты, и представила их в своем докладе президенту Владимиру Путину.
Госп. Набиуллина предлагает использовать валютный профицит для долгосрочного финансирования стратегических проектов в нефтегазовой отрасли. То есть, на выдачу валютных кредитов и гарантий крупнейшим нефте- и газодобывающим компаниям.
В частности, предлагаются несколько направлений подобного финансирования:
1. Выдача госгарантий по банковским кредитам на реализацию проектов в нефтегазовом секторе, что, как надежное обеспечение, снизит риски и формируемые резервы банков, а также процентные ставки по кредитам.
2. Выпуск рублевых облигаций госкомпаниями под валютное обеспечение с государственным субсидированием расходов на выплату купонов по ним.
3. Докапитализация госкомпаний излишками валюты через специальные механизмы.
4. Использование других механизмов господдержки. Субсидирование выплат процентов по кредитам, предоставление налоговых льгот и других преференций.
То есть, простыми словами, образовавшийся валютный профицит на коррсчетах, принадлежащий по факту банкам, хотят каким-то образом направить на финансирование государственных компаний из конкретного нефтегазового сектора. Наверняка, это будут, в первую очередь, Газпром и Роснефть.
Известно, что в Минфине поддержали данную инициативу.
Для самих компаний, которые могут быть подобным образом профинансированы, это звучит, естественно, привлекательно. Но с большими оговорками. Так все повышенные в нынешних условиях валютные риски перейдут уже от банков к ним.
К тому же, с нынешним "скачущим" курсом рубля очень сложно спрогнозировать, по какому курсу придется отдавать полученный кредит даже через полгода. А тем более, через несколько лет, ведь речь идет именно о долгосрочном финансировании. А если рубль ослабнет, допустим, в 2 раза?
Например, эпатажный депутат, зампред Госдумы по экономической политики Михаил Делягин назвал данную инициативу "переложением рисков с больной головы на здоровую". Он полагает, что таким образом ЦБ хочет вывести из под удара банковский сектор и переложить риски на реальный. И в этом есть логика.
Напомню, что за последние 10-12 лет валютное кредитование в России было практически сведено к нулю после печального опыта кризисов 2008 и 2014 годов. И вот, когда риски выдачи валютных кредитов, наоборот, вырасли в разы, его хотят возобновить.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!