Найти тему

Почему Дорогу Победы прозвали "коридором смерти"

Добрый день, друзья!

Сегодня мы будем говорить об очередном подвиге, совершенном для спасения Ленинграда.

Итак, январь 1943 года. В ходе тяжелых боев, тщательной подготовки, а так же отваги и мужества бойцов, 18 января удается прорвать блокаду.

Место прорыва блокады. Сзади танка Нева, дуло смотрит на Шлиссельбург. Фотография автора.
Место прорыва блокады. Сзади танка Нева, дуло смотрит на Шлиссельбург. Фотография автора.

Немец на несколько километров отброшен от Шлиссельбурга, а солдаты Ленинградского и Волховского фронта наконец-то встретились друг с другом.

Встреча войск. Фотография из интернета.
Встреча войск. Фотография из интернета.

На карте ниже можно примерно представить, что такое "Прорыв блокады Ленинграда".

-3

Отчетливо видно, как войска (красные стрелки) сумели продвинуться друг к другу и наконец-то слиться в единый фронт. Только происходит это очень и очень узенькой полоской. Давайте посмотрим, как стала выглядеть карта после прорыва блокады (условное изображение, смотрите в центр кружочка, хорошо видна полоса прорыва блокады).

-4

Вот теперь вы хорошо видите маленькую полоску, соединяющую два фронта. Но ключевые железные дороги, а так же станция МГА по прежнему находятся под контролем немцев.

А ведь прорвать блокаду мало. Надо срочно усиливать снабжение Ленинграда.

Здесь надо напомнить, что в это время по льду Ладожского озера прокладывалась отдельная железная дорога. По той самой ледовой Дороге Жизни. И, если бы не прорыв блокады, то по Ладоге ездили бы не только грузовики, но и пошли бы поезда (рассматривался даже вариант запуска троллейбусов).

Но т.к. блокада была прорвана, необходимость в продолжении строительства железной дороги через Ладогу отпала (кстати, она была готова почти на треть).

Танки, участвовавшие в прорыве блокады. Подняты из Невы. Фотография автора.
Танки, участвовавшие в прорыве блокады. Подняты из Невы. Фотография автора.

И метростроевцы были переброшены под Шлиссельбург.

Теперь перед ними новая задача:

За 20 дней проложить в полосе прорыва железную дорогу с переправой через Неву, для того, чтобы соединить незанятые участки железной дороги между собой и запустить в Ленинград поезда.

Рисунок для наглядности (верхняя красная линия и есть будущая Дорога Победы:

-6

Посмотрите внимательно на этот рисунок и на занятую территорию немцами (заштрихована). Это важно в нашем сегодняшнем рассказе.

По рисунку хорошо видно, что немцы оставались совсем-совсем рядом с Шлиссельбургом, и откинули их не так уж и далеко.

Поэтому даже сама дорога прокладывалась под постоянными обстрелами.

Синявинские высоты. Фотография автора.
Синявинские высоты. Фотография автора.

Вот так на возвышении оставались немцы, а вон там, в какой-то паре километров от них, за редкими деревьями строили Дорогу Победы.

Снаряды по строителям летели один за другим. А они строили несмотря ни на что:

Строительство Дороги Победы. Фотография из интернета.
Строительство Дороги Победы. Фотография из интернета.

И помимо обстрелов все это делалось в чудовищные морозы.

Причем, в любом момент можно было погибнуть от старых снарядов и бомб. Только представьте, за время строительства на этом участке было обнаружено более 1700 мин, оставленных немцами при отступлении, 7 бомб и 52 неразорвавшихся снаряда.

А в начале февраля приступили к строительству понтонного моста через Неву.

Дорога Победы, строительство моста. Фотография из интернета.
Дорога Победы, строительство моста. Фотография из интернета.

И даже в столь тяжелых условиях строители сумели совершить очередной подвиг - дорога была готова раньше назначенного срока (вместо 20 дней управились за 17 суток).

И сразу с Большой земли в Ленинград отправились поезда.

Первый состав прибыл в Ленинград на Финляндский вокзал уже 7 февраля 1943 года.

Прибытие первого поезда в Ленинград. Фотография из интернета.
Прибытие первого поезда в Ленинград. Фотография из интернета.

Представляете, друзья, сколько радости и слез вызвало это событие? Наконец-то в Ленинград пришел паровоз!

Прибытие первого поезда в Ленинград. Фотография из интернета.
Прибытие первого поезда в Ленинград. Фотография из интернета.

Но почему же эту дорогу прозвали Дорогой Смерти? И это не условное название, так ее называли и машинисты, и в Ленинграде:

Вера Инбер 10 марта 1943 года так записала в дневнике:

Прямого пассажирского сообщения из Ленинграда в Москву еще нет. Только поезда с грузом идут прямо по понтонному мосту близ Шлиссельбурга, при выходе из Невы в Ладогу. Железнодорожники зовут это место «коридором смерти». Оно простреливается немцами насквозь. Все, что нам доставляют, — каждый куль муки, каждая банка консервов, — проходит этим «коридором».

Павел Лукницкий 1943 год:

Всем движением поездов на опасном участке — в «коридоре смерти» руководит опытнейший начальник отделения А. Т. Янчук.
С Синявинских высот немцы видят поезда простым глазом и, освещая железнодорожный путь ракетами, нещадно обстреливают их прямой наводкой. Героизм железнодорожников не спасает их от значительных жертв.
И всё-таки каждую ночь (поезда теперь ходят только в ночное время) короткий простреливаемый отрезок дороги проходят один за другим тридцать эшелонов.

И вот он же еще так писал:

Павел Лукницкий (1943 год):

Полоса отвоеванной у немцев земли между берегом Ладоги и Синявином — шириной не более шести километров. С Синявинских высот, откуда бьет немецкая артиллерия, всё это плоское пространство хорошо просматривается простым глазом.

Давайте мы еще раз посмотрим, о чем идет речь:

Юля смотрит с Синявинских высот в сторону бывшей Дороги Победы.
Юля смотрит с Синявинских высот в сторону бывшей Дороги Победы.

Вот так примерно (очень примерно, конечно) с Синявинских высот просматривался тот участок, где проходила железная Дорога Победы.

Стреляй - не хочу.

И немцы стреляли. Постоянно.

На какие только ухищрения не шли машинисты. Например, перед данным участком максимально разгоняли состав и полностью глушили котлы, пролетая этот участок за счет инерции. Делалось это для того, чтобы не было видно дыма от паровоза, т.к. по нему легко было понять где он движется.

Ночью немцы лупили прожекторами и так же стреляли от пуза. Если усреднять - обстреливался каждый третий состав. И несмотря ни на что, они шли, шли и шли в осажденный Ленинград.

Кстати, именно по этой дороге в Ленинград приедут в марте коты на борьбу с крысами.

Вот так, друзья, выглядел тот самый "коридор смерти", и он же Дорога Победы.

Будете в Петербурге - обязательно побывайте в Шлиссельбурге. Там есть потрясающий музей, точнее даже два, посвященные прорыву блокады.

Музей в Шлиссельбурге. Фотография автора.
Музей в Шлиссельбурге. Фотография автора.

Очень я надеюсь, что эта статья была вам интересна и попрошу оставить лайк и комментарий.

Спасибо и до новых встреч!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий