Найти тему
Американский вопрос

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ СЛАНЦЕВОЙ ДОБЫЧИ США? ЧАСТЬ 2

Эта статья представляет собой небольшое дополнение к основной статье, основанное на выводах крупного специалиста в области энергетики Дэйвида Хьюза.

В своем аналитическом отчете под названием «Анализ реальной ситуации в сланцевой отрасли в 2021 году» (Shale Reality Check 2021) Хьюз пытается ответить на вопрос, насколько оправдан оптимизм прогнозов Управления энергетической информации США (EIA) относительно перспектив добычи нефти и газа из сланцевых пластов на период до 2050 года.

Отчет занимает более 180 страниц и содержит массу интересных данных и иллюстраций по 13 основным сланцевым месторождениям.

Каковы же основные выводы Хьюза?

Освоение запасов сланцевых залежей позволили США с 2008 по 2021 увеличить добычу нефти более чем в два раза, а добычу газа с 2005 – почти в два раза.

По прогнозу EIA в течение периода с 2020 по 2050 год 60,5% нефти и 59,6% газа, добываемых в США, будут поступать именно со сланцевых месторождений.

В силу геологических и петрофизических особенностей сланцевых пород продуктивность (дебит) пробуренных в них скважинах в течение первого года эксплуатации снижается на 25-50%, а в течение первых трех лет на все 70-90%. Например, на одном из крупнейших месторождений Баккен за три первые года продуктивность скважины падает на 89,8%. Это означает, что 36% от всего извлекаемого объема добычи приходится на первый год эксплуатации, 65% добываются в течение первых пяти лет, а для извлечения оставшихся 35% скважина должна проработать еще 25 лет! Похожая ситуация наблюдается на месторождении Марселлус, где среднюю скважину необходимо эксплуатировать 25 лет, чтобы добыть оставшиеся 35% продукции.

Во многих случаях добыча ведется методами, которые мы в советские времена назвали бы хищническими. В течение первых нескольких лет или даже месяцев с наиболее продуктивных участков снимаются «сливки» путем применения более «агрессивных», по выражению Хьюза, технологий. В скважину закачивается больше пропанта (расклинивающего агента) и больше химреагентов – тем самым через созданную в пласте сеть трещин дренируется гораздо больший объем нефтегазонасыщенных пород, что в свою очередь позволяет быстрее окупать затраты на скважину. Однако, существенным минусом при этом является ускоренное истощение месторождения и снижение конечного коэффициента извлечения нефти и газа т.е. отношения суммарного объема добычи за весь срок эксплуатации к начальным (геологическим) запасам. По сланцевым месторождениям такой коэффициент составляет 10-20%. Иными словами, 80-90% нефти и газа навсегда остаются под землей и не могут быть извлечены при современном уровне развития технологий.

Быстрая выработка высокопродуктивных участков приводит к тому, что компании-операторы вынуждены переводить добычу на участки с меньшей отдачей, в результате чего рентабельность добычи начинает неуклонно снижаться. Иными словами только для достижения точки безубыточности операторам необходимы все более высокие цены на нефть. Для четырех крупнейших сланцевых месторождений США цена на нефть, при которой обеспечивается безубыточность добычи, в среднем составляет от $48 до $54.

В связи с быстрым снижением продуктивности сланцевых скважин для замедления падения добычи требуются значительные капитальные вложения в бурение новых скважин. Бурение одной скважины обходится в $5-7,5 млн. Падение сланцевой добычи на 12% за период с 2019 по 2021 в значительной мере обусловлено недостаточным вложением средств в новые скважины.

Согласно прогнозу EIA добыча сланцевых нефти и газа в 2020-2050 гг составит соответственно 103 млрд баррелей и 919 трлн куб. футов (около 26 трлн кубометров). Для этого за 30 лет потребуется пробурить 643 тыс. новых скважин общей стоимостью 4,36 трлн долларов!

В заключении своего анализа Хьюз приходит к выводу, что несмотря на то что сланцевая революция позволила в начале 2010-х реанимировать стагнирующую нефтегазовую промышленность США и даже вывести США в тройку мировых лидеров по добыче нефти и газа, стать полностью энергонезависимыми у США не получится, даже с учетом оптимистического прогноза EIA. Вплоть до 2050 года США останутся чистым импортером нефти. C газом же ситуация несколько иная.

В марте 2022 года Тоби Райс, руководитель EQT Corp., крупнейшей газодобывающей компании в США, в интервью «БиБиСи» заявил, что США «легко заменят Россию на газовом рынке Европы». По оценкам Райса США в состоянии увеличить добычу газа в четыре раза всего за 8 лет.

В связи с этим многие аналитики задаются вопросом:
сможет ли американский СПГ потеснить или полностью заменить российский газ в Европе? В одной из следующих статей мы постараемся ответить на этот вопрос на основе данных американских специалистов.

Спасибо, что дочитали статью. Подписывайтесь и оставляйте комментарии.

#сланцеваяреволюция #американскийспг