893 подписчика

Органическое земледелие - мифы и реальность. Дача без химии возможна?

350 прочитали

Осень всё ближе и сезон сбора урожая идёт полным ходом. Потраченные, весной и в начале лета, усилия теперь вознаграждаются урожаем.

Купив 2 года назад (капец как быстро летит время!) дачу, я не собирался превращать её в огород интенсивного земледелия, но коварная болезнь под названием "огородовирус" очень коварна. Я наводил порядок на участке, частично перекапывал целину,пилил и омолаживал яблони, обрезал сливу и смородину, сажал саженцы, сохранял на отдельной грядке найденные цветы, размножал клубнику и думал: "Сейчас я что-нибудь сделаю с ветхим дачным домиком, или реставрирую его или сломаю и построю новый, а пока накидаю на перекопанных участках разных семян и посмотрю, что вообще тут растёт без больших усилий. И это не помидоры или баклажаны, которые нельзя просто взять и накидать семян на участке.

За 2,5 сезона выяснилось, что несмотря на ужасную глину и зону рискованного земледелия, тут растёт многое. А вот насчет усилий - вопрос очень сложный. Почти на любую культуру необходимо много труда, я отобрал уже опытным путем несколько неприхотливых растений и о них расскажу в следующий раз.

А сейчас хочу обсудить: можно ли обойтись на даче без химии?

Когда я собрался покупать дачу, то одна знакомая меня предупредила, что я замучаюсь от постоянных обработок участка химическими препаратами и как она сказала: "Иначе урожая не жди, всё сожрут и уничтожат". Я ей не особо поверил, т.к. в детстве, живя в жаркой и сухой республике, у нас на даче была максимум тля, с которой просто боролись раствором мыла и полыни. Других вредителей особо и не было.

Фото автора. Грядки с огурцами, свеклой и морковкой
Фото автора. Грядки с огурцами, свеклой и морковкой

Сейчас появляется всё больше приверженцев органического земледелия, продвигающих выращивание на дачах экопродуктов.

Они говорят много банальных советов: отказ от химических удобрений и химических препаратов для борьбы с вредителями, раздельный севоооборот, оставление почвы "под паром" и т.д. - объясняя это тем, что так делали наши предки.

Хорошие советы конечно, но возникает много но:

  • У наших предков земли было побольше, чем наши несчастные 5-6 соток, к примеру в нашем регионе молодой семье в деревнях выделяли 25 соток для ведения огорода, на которых чаще всего выращивали всего несколько культур. На такой территории можно и севооборот наладить и даже под паром землю держать. А ещё у них обычно был скот, который давал не только мясо молоко и "ценный мех", но и не менее ценный навоз.
  • У нас же дачи по 6 соток обычно и чаще всего хочется посадить всего по чуть-чуть, типа чтобы не покупать в магазине "химозу" и кушать свежие экологичные овощи и фрукты.
  • Наши участки окружают участки соседей и можно пытаться соблюдать севоооборот и не сажать, например, картошку на одном месте, но какой толк, если дед на соседнем участке ежегодно сажает почти на всем участке картошку и при этом не "травит" колорадского жука и проволочника?
  • А ещё на ведение органического земледелия надо очень много времени и сил, фактически надо жить постоянно на даче и там копаться, ковыряться
  • И конечно же цена. Всякий гумус, навоз, натуральные удобрения порой выходят дороже минеральных и их надо ещё предварительно правильно подготавливать и применять.
Фото автора.
Фото автора.

Но химия как удобрение - это одна сторона медали. Лично я никогда не был противником прогресса и четко понимал, что навоз или например зола под кусты - это тоже химия и ничего страшного, если калий из золы заменить калийными удобрениями.

А вот с химикатами против насекомых-вредителей или вредными грибками всё гораздо сложнее. Они вредны, но без них не обойтись. За 2,5 сезона я четко осознал, выращивание экологичных овощей на даче - это фикция. По крайней мере в нашем регионе. Поковырявшись немного на даче и попробовав выращивать различные виды овощей, ягод и фруктов - я был в шоке: сколько "зверья" любит посаженное мною: плодожорки, личинки майского жука, капустные блохи, слизни, вездесущие муравьи со своими тлями, жуки, гусеницы, листовертки, проволочник... кто только не атакует наши дачи, пожирая и портя урожай.

Вот какой беспредел устроила капустная блоха у меня в этом сезоне. Не пощадила даже хрен. А дайкон и зеленую редька практически уничтожила И посыпка золой практически не помогает.

Про плодожорку, которая в этом году фактически уничтожила мой урожай слив, я уже рассказывал.

А ещё, пока я гулял и наслаждался розами в московском розарии, произошло нападение муравьев на мой драгоценный (для меня) саженец яблони сорта Уральское Наливное, который я посадил 1,5 года назад. В моё отсутствие слетел от дождей защитный конус и маленькие гады натащили своих любимых животных-тлю и устроили на саженце фабрику по производству сладкой жидкости, чуть не уничтожив деревце.

А ещё более страшны различные грибки: монилиоз, парша, разные виды ржавчины, пятнистости, черного рака и ещё кучи грибков, нападающих на растения в условиях влажного и теплого лета.

От них в этом сезоне страдает почти всё: груши, сливы, вишни. яблони, смородина. И если в прошлом году была эпидемия монилиоза, которая у многих просто "сожгла" почти все вишни, то этим летом полный комплект различных пятнистостей и ржавчин.

Например прошлогодняя обработка медным купоросом не до конца помогла от появления грибка на красной смородине, коллоидная сера не спасла от ржавчины на саженцах груши и на сливе.

Как итог. Несмотря на желание выращивать овощи и фрукты максимально экологичными - обойтись в нынешних условиях без применения химии практически невозможно. И даже если я в будущем удалю все огородные культуры и засажу весь участок розами и другими цветами , то без обработки тоже не обойтись. Иначе вредители и грибки сожрут и их.

Заниматься органическим земледелием в полной мере этого понятия я тоже не вижу смысла, для него надо соблюсти слишком много условий, которые невыполнимы у меня на даче.

Фото автора. У гортензии вроде нет явных вредителей, но химию любит
Фото автора. У гортензии вроде нет явных вредителей, но химию любит

Так что я более внимательно займусь изучением и подбором препаратов, которыми буду обрабатывать свои посадки и участок более системно. Это касается и минеральных удобрений. Компоста, зреющего у меня в компостной куче, и золы для дачи явно не достаточно для моего глинистого участка.

А насколько вы используете химию у себя на даче? Считаете её использование оправданным или спасаетесь народными средствами?

p.s. Не забывайте подписываться на мой канал и ставить лайки. Так вы узнаете все шаги превращения моего небольшого дачного участка в райский уголок. Вам нетрудно и мне приятно.