"Недавно в Питере отшумела история с утопленной в одной из окрестных рек девушкой. С ней расправился, как показало следствие, мужчина, с диагнозом шизофрения.
До этого "приобрел известность" так называемый "озерный стрелок", который сознательно охотился на людей, отдыхающих у рек и озер. Делал он это яко бы, чтобы спасти мир от наркоманов, однако на суде он признал, что просто получал удовольствие от убийства. Маньяку назначили психолого-психиатрическую экспертизу.
Как много психически больных людей может быть вокруг нас и наших близких сейчас? Петербург, например, по данным Минздрава, в 2018 году лидировал по количеству диагностированных психических заболеваний. А в статистике за 2019 год город просто как будто случайно исчез из статистики. Случайность?
И о чем вообще говорят эти факты? Справедливо ли, на Ваш взгляд, что для того, чтобы поместить психически нездорового человека в специализированное учреждение, нужно, чтобы он совершил преступление?" Е. Казьмина・Московский комсомолец. С. Петербург взяла у меня интервью на эту тему. Вот мой ответ.
Я психолог, руководитель психологического центра. И я сестра душевно больной женщины, которая родилась и выросла и 27 лет болела на моих глазах. Болела как раз шизофренией и была агрессивна. На пике заболевания, когда еще не были правильно подобраны медикаменты могла кинуться на родителей с ножом.
Мои родители сделали так, что сестра ни разу не представляла опасности для окружающих, они не спускали с нее глаз. Но им пришлось обоим раньше срока уйти с работы. Они положили на это вдвоем всю жизнь.
Поэтому думаю, что не все люди смогут принести свою жизнь в жертву больному родственнику. И будучи не профессиональными психологами и психиатрами они не могут опознать болезнь в самом начале.
Плюс существует психологические сопротивление признать своего ребенка больным. Если в мой центр обращаются родители больного подростка, то даже когда мы им показываем результат диагностики и говорим, что ребенок опасен для окружающих, даже для родного брата или сестры. Родители часто ничего не предпринимают. И не потому, что они социально безответственные, а просто потому что психика сопротивляется страшной новости, что ребенок сумасшедший.
Проблема с законами есть, конечно, но не понятно как ее решать. Действительно, чтобы просто положить сестру в больницу просто на месяц для лечения без ее согласия, родителям приходилось вызывать милицию и доказывать, что она дралась показывая свои синяки.
Однако, если изменить этот закон, то могут начаться злоупотребления, люди начнут сдавать в психушку всех, кто им не нравится. Это тоже не верно. И что делать?
Каков ваш опыт? И опыт ваших знакомых или клиентов?
На этом канале захватывающие истории из жизни
Автор канала психолог Светлана Александровна Ященко