Найти тему
Экономика России

Правительство берется за планирование экономики

Еще в тему развития промышленности, которую частично затрагивал в материале о претензиях со стороны нашего президента к руководителю "Объединенной судостроительной корпорации".

В этой статье был один любопытный комментарий о том, что в отсутствии общей концепции развития всей экономики мои скромные предложения по некоторой оптимизации госаппарата выглядят бессмысленными.

Вице-премьер Денис Мантуров. Как не относись к нему, на нем большая ответственность.
Вице-премьер Денис Мантуров. Как не относись к нему, на нем большая ответственность.

Сегодняшний материал РБК, посвященный механизму "квазипланового" (термин приводит РБК) импортозамещения этот момент подтверждает. То есть, правительство в лице Минпромторга предлагает хорошую идею для решения конкретной задачи, не называя общую цель.

То есть стратегия, если и есть, то не раскрывается. Да и с трудом прослеживается в действиях, представляющих собой реакцию на изменение внешней среды.

Это отлично сочетается с давней мыслью Михаила Делягина о том, что правительство хорошо решает конкретные проблемы, но плохо планирует стратегически.

Собственно, сам механизм "квазипланирования" наверняка подробнейшим образом рассмотрят профильные специалисты и "специалисты" в интернетах, поэтому изложу коротко.

Еще до СВО правительство располагало списком критичной продукции, которая у нас не производится. Теперь же государство проработает с ее потребителями внутри страны, какой объем они готовы закупить.

На следующем этапе будет разворачиваться производство этой номенклатуры за счет всех имеющихся инструментов. Сюда идут и льготные кредиты и СПИКи и все остальное.

Очень вскользь упомянут в материале механизм гарантирования спроса на продукцию новых проектов. Здесь речь скорее всего пойдет про упоминавшиеся офсетные контракты, когда под вложения инвестора заключается договор о гарантированном выкупе продукции.

Все это звучит гораздо лучше, чем просто субсидирование ставок и инвестиций в инфраструктуру. Ведь понимание какой объем возможно продавать - ключевой фактор для инвестора. От него считается большинство показателей, включая итоговую себестоимость.

В общем, звучит идея хорошо. Государство в этой схеме не берет на себя повышенных обязательств, помогая сдвинуться производителю с мертвой точки, при этом не загоняя в рамки условного Госплана. В первую очередь потому, что заниматься государственным планированием с учетом построенной либеральной модели управления экономикой, это как пытаться переплыть океан на велосипеде.

Госуправление не проникает в экономику настолько, чтобы ее в ручном режиме регулировать. Если бы за всем следили также серьезно как за собираемостью налогов - было бы сильно интереснее.

Обращу еще внимание на то, как в нашей либеральной парадигме боятся слова "планирование" применительно к экономике. Даже родили специальный термин "квазипланирование". "Квази" означает понятие близкое, похожее, или даже ненастоящее.

Такой вот у нас бродит по стране квазипризрак квазигосплана.

На последок хотел бы поделиться еще одной мыслью, близкой к тому, с чего статью начал.

В целом, для наших последних лет отсутствие образа будущего как такового - весьма характерная черта.

Если раньше мы хотя бы на уровне завиральных лозунгов слышали про удвоение ВВП и прочие прелести развитого капитализма, то сейчас даже такого нет.

Весь образ - суверенитет и многополярный мир. А над чем конкретно мы все работаем, внося посильный вклад в экономику - непонятно.

До ковида многие планы и стратегии развития тех, или иных отраслей заходили за 2024 год, и это смотрелось как откровенное вранье с учетом возможного ухода Путина.

Теперь же и таких планов нет. Зато не врут про квартиру каждой семье к 2080 году, тоже плюс. И проблемы экономики чиновники решать пытаются, хотя некоторые их только создают, не будем показывать пальцем.

На этом все, делитесь своим мнением в комментариях

Не забывайте ставить лайк!

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))