Всем привет!
Однажды в Сети прочёл интересное мнение о рукопашном бое в современной войне. Вот оно:
В рукопашную солдат может вступить только тогда, когда он уже профукал своё личное оружие - автомат, пулемёт, гранаты. Да и то ещё при условии, что со стороны врага ему попадётся точно такой же раздолбай.
Тут ни убавить, ни прибавить - всё верно. Понятно, что в любом правиле есть исключения. Но они не влияют на характер современной войны. И рукопашная - это крайний и самый жестокий вид боевых действий.
Вот почему у нас во взводе основное внимание уделяли не приёмам рукопашного боя, а стрелковому делу. Тем более, что никто и не планировал посылать нас снимать часовых или захватывать языков.
Уже в карантине за каждым закрепили личное оружие. У всех это был автомат АКМ. К нему выдали штык-нож и подсумок на три автоматных рожка. А поскольку к автомату было положено только два магазина, в третьем карманчике мы носили телефонную трубку для связи с начкаром.
Несколько слов о штык-ноже. Правильней называть его просто штыком. Колоть им удобно. Можно в паре с ножнами резать проволоку. А вот резать лезвием - ничего не отрежешь. И метать этот штык я бы поостерёгся - можно легко расколоть ручку. В этом убеждались те, кто метал его в дерево. Однажды такое случилось в нашем взводе. И это было ЧП в масштабах всей части. Вывод такой - это штык, но не боевой нож.
И ещё - на посту часовой всегда носил автомат с примкнутым штыком. Днем - в положении НА РЕМЕНЬ, а ночью - в положении НА ГРУДЬ. Было ещё одно походное положение - ЗА СПИНУ. И мы тренировались переводить АКМ из одного положения в другое.
Вот то, что касается автоматов. Их закрепили за каждым из новобранцев. Но были в нашем взводе и четыре везунчика.
За ними кроме автоматов закрепили и ручные пулемёты РПК с двумя рожками на 40 патронов и двумя дисками на 75. Таких пулемётов было четыре - по одному в каждом отделении. И по одному в каждом призыве. Пулемётчик как и старший стрелок получал 18 марок.
К пулемёту полагался ещё и запасной ствол с ключом для его замены. Хоть и считалось, что на РПК ствол утолщенной конструкции, которая предохраняет от перегрева. Но нам говорили, что после пятисот выстрелов непрерывной стрельбы ствол можно выкидывать.
А автомат после непрерывного отстреливания трёх рожков начинает плеваться. Тогда между пулей и стволом появлялся зазор для пороховых газов. При этом уменьшалась и дальность, и точность стрельбы.
Но это всё в теории. А на практике мы до такого не доводили. И даже из пулемёта стреляли короткими очередями.
Кроме личного стрелкового оружия, в оружейке стоял большой ящик с боковыми ручками. На флоте его аналогом был кранец первых выстрелов, в котором хранилось немного снарядов.
И в нашем ящике хранился первичный боекомплект - снаряжённые магазины для автоматов и пулемётов. По боевой тревоге этот ящик переносили в караулку. Половина рожков в нём были полностью снаряжёнными, другие - только наполовину. И вот почему.
В полностью снаряженном магазине пружина со временем ослабевает. И в таком состоянии она не сможет досылать патрон в патронник.
Каждые три месяца мы половинили полные рожки, а патроны из них добавляли в половинные. И эта работёнка была не из лёгких.
Так же доставала и чистка оружия. Причём, даже не только после стрельбы, а при любых упражнениях с автоматом.
Первый год стрельбище было вне территории части. И мы редко выезжали на стрельбы. Потом командование решило сделать своё стрельбище на территории части.
Для этого выделили лесной участок и послали туда с совковыми лопатами несколько человек из нашего взвода. И мы очистили от мелколесья и выровняли всю площадь стрельбища. Да еще устроили за мишенями высокий земляной вал. И сделали это всего за пару недель.
Правда в помощь нам был выделен БАТ-М (Бульдозер на Артиллерийском Тягаче). Он и сделал основную работу. А нам оставалось только убирать ветки и заравнивать мелкие ямки. То есть - окультуривать территорию.
Потом механики из 7-го подразделения установили на стрельбище мишени, и мы стали стрелять там ежемесячно. И не только мы, но и батарейцы. Хотя они стреляли намного реже.
Вспомнился один неприятный случай во время стрельб. Чтобы не пачкать свой автомат, взял для стрельбы АКМ у молодого солдата. Он отстрелялся на отлично, а у меня пули ушли высоко вверх. Было видно, как они сбивают листву за насыпным валом.
Пришлось взять свой автомат и повторить упражнение. Поразил все мишени, но получил от взводного втык за попытку подлога. Вывод такой - к своему оружию надо привыкнуть. Владелец автомата знал, что из него надо целить сильно под яблочко.
А с пулемёта стрелять одно удовольствие. Даже особо не целясь, кладёшь все мишени.
И небольшое уточнение. Когда диктовала необходимость, пулемёты выдавали не обязательно пулемётчикам. Я уже рассказал в первой главе, как подстрелил лазутчика. И после этого нас шесть человек попарно посылали в три засады на тыльном участке. У каждой пары был ручной пулемёт и свой выделенный сектор стрельбы. Это для того, чтобы не поразить друг друга.
Выдали на каждый пулемёт по два пулемётных рожка. И главное - каждому выдали доппаёк. Так мы и сидели несколько ночей в стрелковых ячейках, которые до того сами и сделали. Но никто больше не пытался проникнуть в охранную зону. Они ведь тоже не дураки.
Были у нас занятия и на разборку-сборку оружия. На скорость и с завязанными глазами. Ничего сложного в этом нет - нормативы выполняли все.
Несколько раз стрелял из пистолета в офицерском тире. Офицеры рассказали такую историю.
Во время стрельбы у одного лейтенанта зачесался затылок. Он стал чесать его стволом пистолета. Раздался выстрел, и половины головы у лейтенанта не стало. Так что оружие требует внимательного отношения к себе.
Чтобы не завершать свой рассказ на этой печальной ноте, расскажу ещё один случай.
Как-то уже на гражданке я стрелял в городском тире из воздушки. И похвастался, что был лучшим стрелком ГСВГ. Услышав это, ко мне подошёл незнакомый парень и спросил, нет ли у меня сослуживца в Ивангороде.
Да, там жил мой друг Юрий с восьмого взвода. Оказалось, что этот парень - его родственник. И перед поездкой сюда, Юрий рассказал ему про меня.
Вот так - мир тесен. Пользуясь оказией, передал другу привет.
А другие сослуживцы приезжали ко мне в гости. И, по иронии судьбы, они тоже были не с моего, а с восьмого взвода. Просто в этом подразделении было больше всего моих земляков из Ленинграда и области. В зоне ответственности их взвода были внутренние и наружные инженерные сети, а также котельная.
На этом фото 8-й взвод кроме тех, кто был в нарядах. Их командир - капитан в авиационной парадной форме. Это один из тех подземных авиаторов, о которых я рассказал в Главе 14.
Всем удачи!
#гсвг #советская армия #служба в армии #ручной пулемёт рпк #автомат акм #штык-нож #стрельбище #бат-м #снаряжение магазина