Модная на протяжении веков тема в кругах любителей истории — спор между приверженцами так называемой норманской теории и её противниками, обычно никак не именуемыми. Расхожее мнение — согласно норманской теории все первые русские князья, в том числе и Рюрик, были викингами-норманами. То есть происходили из германцев скандинавской ветви. Но это не всё. В массовом сознании понимается та самая норманская теория как утверждение, что саму идею государства и первый опыт государственности на Русь принесли де те самые германцы-норманы. В двух словах примерно так.
Однако, стоит обратиться к источникам, дабы избежать расхождения не с какой-либо теорией, а с исторической реальностью. Главный исторический источник по этому вопросу — это Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, в которых сохранилась самая ранняя редакция Временника Несторова (известен обывателю как Повесть временных лет).
"Се* повести времянныхъ летъ черноризца Федосьева манастыря Петерьскаго, откуду есть пошла Руская земля, кто въ Кiеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть.
(Лаврентьевская летопись)
*Орфография источников сохранена за исключением букв, которых нет в клавиатуре. Если кого-то смущает обилие твёрдых знаков в словах, то примите во внимание, что тогда буква "ъ" обозначала сверхкраткий звук "о",а буква "ь" — сверхкраткий звук "е".
Вот так начинается повествование, известное в общих чертах публике как "Повесть временных лет". В Лаврентьевском списке Русь первый раз появляется таким образом:
"В лето 6360*, индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля. О семъ бо уведахомъ, яко при семъ цари приходиша Русь на Царьгородъ, якоже пишется въ летописаньи Гречьстемъ: темже отселе почнемъ и числа положим.
*В русских письменных памятниках до петровской реформы летоисчисление от сотворения мира (точнее, от Адама), разница с принятым сейчас летоисчислением от Рождества Христова составляет обычно 5508 лет.
Честно говоря, у летописца основание Русского государства можно посчитать и с 852 года вместо общепринятого 862, если признать начало царствования византийского императора Михаила совпадающим с появлением самоназвания Руска земля.
Несовпадение чётных и нечётных годов со знакомыми по учебникам может быть потому, что во времена написания летописей гражданский новый год был в марте и церковный в сентябре в отличие от введённого в 1700 январского новолетия.
Итак, о призвании варягов Рюрика Лаврентьевская летопись говорит следующее:
Въ лето 6370. Изъгнаша Варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами въ собе володети; и не бе Въ нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша въ нихъ усобице, и воевать почаша сами на ся. Реша сами въ себе (говорили между собой — прим. автора статьи): "поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву". Идоша за море къ Варягомъ къ Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко сё друзiи зовутся Свое, друзiи же Урмане, Ангъляне, друзiи Гъте; тако и си. Реша Руси Чюдь, Словения и Кривичи: "вся земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да поидете княжить и володети нами". И избрашася 3 брать, с роды своими, пояша по собе всю Русь, и придоша; старейшiй Рюрикъ седе въ Новеграде, а другiй Синеусъ на Белеозере, а третiй Изборсте Труворъ. От техъ прозвася Руская земля, Новгородьци: ти суть людье Новугородьци от рода Варяжьска, прежде бо беша Словени.
А вот что говорится в Ипатьевской летописи о том же факте призвания князя Рюрика и старте общерусской государственности, здесь рассказ имеет более насыщенную хронологию:
В лето отъ созданiя мiра 6356, а отъ рождества Христова 848,..., возсташа Кривичи, Славяне, Чудъ и Меря на Варяги, и изгнаша ихъ за море, и не даша имъ дани; и начала сами въ себе владети и грады ставити. Но не быть въ нихъ согласiя, ниже правды, возста же родъ на родъ и быша въ нихъ междособныя брани. Потомъ же Славяне, Чудъ и Кривичи и проч., видяще великое нестроенiе въ земле своей, прiйдоша въ чувство и советъ сотвориша, еже избрати себе князя от инаго рода, иже бы владелъ ими, и бранилъ ихъ отъ всехъ врагъ и супостатъ, и не обинуяся судилъ между ими по праву. И согласившеся все послаша ко Варягомъ, иже зовутся Русь, со моленiем глаголюще: "се земля наша добра и велика и обилна, но строенiя доброго несть въ ней, понеже старейшин не имамы; но прiйдете княжити въ земле нашой и владети надъ нами“. Нецiи же глагоютъ, яко Гостомыслъ, иже бе у Словянъ, си есть Новгородцовъ, старейшин, умирая повелел имъ пойти въ Рускую землю, во градъ Малборкъ, поискать себе князя; еже и сотвориша.
Здесь между изгнанием одних варягов и призванием других (Руси) проходит продолжительный срок:
Въ лето же отъ созданiя мiра 6370, а отъ рождества Христова 862,..., собрашася отъ Варягъ три братiя, Рурикъ, Синеусъ и Труворъ, якоже друзiи зовутся Свеи, друзiи Урманы, Англяне, иныи Геты, тако и тыи Варязи нарицахуся Русь, иже прiйдоша въ сiю землю княжити. И седоша вопервыхъ въ Словянехъ, и зрубиша градъ Ладогу и седе ту старейшый братъ Рурикъ, а Синеусъ на Белеозере, а Труворъ во Изборку; и отъ техъ потомъ Варягъ прозвася Русская земля.
Дальнейшее повествование даёт сведения о том, как ставший после смерти братьев единоличным правителем Рюрик объединил под своей властью кроме северных земель Полоцк, Смоленск, Ростов Великий, Муром, Псков и племена и города вплоть до Киева, построив новую столицу Великий Новгород.
Егда же Варязи начаша надъ ними владети, все Русю нарекошася до сего дне.
Таким образом, хотя Рюрик и его потомки и являются создателями единого Русского государства, но прийти на Русь Рюрик со своими братьями не мог по той простой причине, что он и был со своими дружинниками той самой Русью, что стала владеть Русской землёй, то есть той страной, которая в более поздней литературе и стала называться Русью.
Как появился народ, называющий себя русскими, и почему не права при этом советская историография — об этом в следующий раз.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.