«Танки и бронетранспортеры двинулись к лесу, ведя на ходу огонь, в том числе и разрывными пулями, которые, пролетая над нашими головами, разрывались потом даже от легкого соприкосновения с листвой деревьев. Создавалось впечатление полного окружения. Поднялась паника, которую с трудом удалось остановить. При этом много бойцов и особенно командиров и политработников погибло» - так описывал бои в окружении под Вязьмой боец 113-й дивизии. Комиссар Антропов был одним из тех, кто попытался вывести советских бойцов из окружения.
Боевой комиссар
До войны Александр Антропов был политработником. В начале войны он вступает добровольцем в народное московское ополчение. Как опытного партийца, его назначают комиссаром 5-й дивизии. В задачи Антропова входило следить за порядком в подразделениях, поддерживать дисциплину и боевой дух. А в случае гибели командного состава, как старшего по должности, возглавить боевую группу.
Летом 1941 года дивизия Антропова готовится к боям. Боевая подготовка совмещается со строительством Можайской и Ржевско-Вяземской линий обороны. В сентябре 1941 враг подходит к столице. Дивизию Антропова срочно доукомплектовывают и переправляют на фронт - она получает новый номер и становится 113-й стрелковой дивизией.
Вяземский котел
Бойцы заняли оборону по реке Шуице в районе Спас-Деменска. 2 октября 1941 года 113-я дивизия оказалась в центре немецкого удара «Тайфун». С каждым днем кольцо немецких войск сжимается, советские бойцы оказываются отрезаны от других частей. Дивизия попадает в Вяземский котел.
Перекрыв путь к отступлению, немцы начинают методично истреблять советских солдат. Тогда в штабе дивизии принимается сложное решение - попытаться прорваться к своим. Командиры понимали - выбраться смогут не все, но другого варианта не было. Перед прорывом Антропов много разговаривает с бойцами - будем биться до последнего, но не сдадимся врагу.
Прорыв из окружения
Потери были огромны - из 11,5 тысяч бойцов выжили лишь 2,6 тысячи. Во время боев комиссар Антропов получил ранение, но солдаты не бросили комиссара. Боец 113-й дивизии Гордон А.Е. писал:
«Вспоминаю, какую тревогу вызвала у нас судьба тяжелораненых. Всех подававших признаки жизни мы взяли с собой, несли их на самодельных носилках, а затем оставляли в деревнях на попечение местных жителей. Другого выхода не было».
Бойцы донесли Антропова до деревни близ станции Баскаковка. Позднее он попал в плен к немцам. Комиссары и политруки вызывали у неприятеля особую ненависть - ведь это были идейные военнослужащие, коммунисты. Их расстреливали на месте. Александр Никитич погиб в плену.
Больше о защитниках столицы вы узнаете на экспозиции «Битва за Москву. Первая Победа!»
#МузейПобеды #НашВыборПобеда #БитваЗаМоскву #ОборонаМосквы #КомиссарАнтропов