Если вы предположили, что «кутузку» – то есть изолятор временного содержания – назвали в честь Кутузова, то интуиция вас не подвела. Только речь идёт не о знаменитом полководце Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове, а о его родственнике Павле Васильевиче.
Павел Васильевич Голенищев-Кутузов воевал с турками, участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Между этими военными кампаниями Голенищев-Кутузов в 1810–1811 годах успел побыть обер-полицмейстером Санкт-Петербурга. Тогда-то, судя по всему, и родилась укоренившаяся в веках «кутузка».
За решетку в ту пору можно было угодить довольно легко: торговля в неположенном месте, нарушение общественного спокойствия (даже громкое пение), злоупотребление алкоголем... Правонарушителям, надо думать, в заключении не нравилось, и к камерам пиетета не возникало. Изоляторы при полицейских управах начали язвительно называть «кутузками» – в честь действующего обер-полицмейстера. И хоть эту должность Голенищев-Кутузов занимал недолго, слово оказалось крайне живучим.
После завершения военной деятельности Голенищев-Кутузов сопровождал великого князя Николая Павловича в поездке по России и зарубежным странам, затем был назначен главным директором военно-учебных заведений, а также Императорского Царскосельского лицея и Воспитательного дома. В конце 1825 года Павел Васильевич стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Этот пост он занимал пять лет.
Такая вот ирония судьбы: ни один факт столь насыщенной биографии Голенищева-Кутузова не укоренился в народной памяти так прочно, как злосчастная «кутузка».
Больше материалов об истории — на нашем сайте История.рф.