Найти в Дзене

Научное творчество: Луи Пастер как химик, микробиолог и художник

Оглавление

В прошлый раз мы с вами разговаривали о том, как учёный-физик, который, казалось, бы, не имеет никакого отношения к литературному творчеству, одновременно с работой может увлекаться поэзией и вкладывать свои мысли и чувства в строки сонетов. Сегодня мы вновь рассмотрим подобную ситуацию и будем обсуждать творения французского химика Луи Пастера, который на протяжении жизни активно занимался изобразительным искусством, однако наука игнорировала или же вовсе отвергала эти занятия.

Луи Пастер. Художник Альберт Эдельфельт, портрет написан в 1885 году. Хранится в художественном Музее Орсе в Париже
Луи Пастер. Художник Альберт Эдельфельт, портрет написан в 1885 году. Хранится в художественном Музее Орсе в Париже

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Традиционное перечисление заслуг:

• французский химик;

• основоположник микробиологии;

• член Французской академии (с 1881 года);

• создатель технологии пастеризации;

• создатель научных основ вакцинации и вакцин против таких болезней, как сибирская язва, куриная холера и бешенство;

• показал микробиологическую сущность брожения и многих болезней животных и человека;

• работал в области строения кристаллов и явления поляризации (позже его труды легли в основу стереохимии);

• завершил многовековой спор о самозарождении некоторых форм жизни, опытным путём доказав невозможность этого явления;

• удостоен множества научных и государственных наград разных стран мира.

Луи Пастер был глубоко вовлечëн в живопись с тринадцати лет и до самой смерти. Искусство оживляло его и временами помогало делать политические заявления, повышать статус в обществе и поддерживать верных друзей. Искусство было особенно важно для его научной карьеры, а свидетельства его дружбы с художниками решительно опровергают распространенное представление о Пастере как об угрюмом трудоголике, который никогда не смеялся и не улыбался.

Автограф учёного
Автограф учёного

Путь Пастера от художника-портретиста до спасителя медицины

Луи Пастер был действительно одарённым художником и хотел преподавать живопись, но вместо этого доказал, что микробы вызывают болезни, и показал миру, как их остановить. Его работа спасла миллионы людей, хотя сам он никогда не хотел заниматься научной деятельностью. Тем не менее, он изменил медицинскую и ветеринарную науку, его эксперименты установили принципы вакцинации, микробной ферментации и пастеризации и произвели революцию в лечении болезней.

В детстве Пастер любил рисовать, делая наброски гравюр, которые он видел в книгах, углем и карандашом. Когда он начал учиться в школе в Арбуа, его учитель отметил его художественный талант и поощрял его. Он расширил свои навыки до пастельных портретов, используя в качестве моделей друзей, своих родителей и трëх сестер. Пастер обладал классицизмом линий и холодной точностью наблюдений, что принесло ему признание в художественных кругах региона Франш-Конте, расположенного недалеко от границы со Швейцарией.

Шарль Шаппюи, друг Пастера. Литография, выполненная Луи Пастером в 1841 году и подписанная в 1845 году: «Portrait de mon camarade de philosophie, Ch. Chappuis. Fait à Besançon en 1841»
Шарль Шаппюи, друг Пастера. Литография, выполненная Луи Пастером в 1841 году и подписанная в 1845 году: «Portrait de mon camarade de philosophie, Ch. Chappuis. Fait à Besançon en 1841»

Если бы он не занялся наукой, он вполне мог бы стать известным художником. Французский художественный критик Дюран Гревиль высоко оценил точность и честность его картин, в 1888 году сказав:

«Если бы он захотел, он бы удержался среди живописцев и – кто знает? – стал бы очень великим художником».

Под влиянием преданного учителя, который увидел в юном Пастере перспективу, он поступил в Королевский колледж в близлежащем Безансоне, усердно учился, чтобы сдать экзамены на степень бакалавра, и развивал более глубокий интерес к науке. В 1840 году, в возрасте 17 лет, в письме родителям он сказал:

«Привыкнув к работе, человек уже не может без нее жить. И конечно, все в мире зависит от этого; в науке человек счастлив; в науке он возвышается над всеми остальными».
Портрет Софи Рох руки Луи Пастера (1839 год). Музей Пастера, Париж
Портрет Софи Рох руки Луи Пастера (1839 год). Музей Пастера, Париж

Ужасно застенчивый и немного наивный человек из провинции Луи Пастер научился находить общий язык с людьми именно благодаря своему искусству. Рисуя портреты директора и старших сотрудников, он добился внимания начальства, а также признания среди одноклассников.

Пастер был еще студентом, когда сделал свое первое открытие, проведя эксперимент по кристаллографии. Он заметил, что органическое соединение, синтезированное в лаборатории, было оптически неактивным, (то есть неспособным вращать плоскость поляризованного света). А вот природный тартрат (кислота, образующаяся при брожении винограда) может. Как думаете, почему?

Уже в то время Луи Пастер обладал самыми важными качествами ученого: способностью изучать известные данные и связывать их с возможными гипотезами, а также терпением и стремлением проводить эксперименты в строго контролируемых условиях, пока он не докажет или не опровергнет каждую гипотезу. Методом проб и ошибок ему удалось отделить два кристалла друг от друга и показать, что каждый из них по отдельности восстановил свои оптические способности. Затем он предположил, что только живые организмы могут производить молекулы, которые всегда оптически активны, и оказался прав.

Портрет отца Луи Жана-Жозефа Пастера (1842 год). Музей Пастера, Париж
Портрет отца Луи Жана-Жозефа Пастера (1842 год). Музей Пастера, Париж

Хотя его открытие может показаться непонятным, оно открыло дверь к действительно мощной идее: некоторые химические процессы вовсе не были просто химическими – они требовали вмешательства живых существ. Но должно было пройти девять лет, прежде чем он смог довести это, казалось бы, безобидное открытие до конца: нас окружают крошечные микроорганизмы, которые ответственны не только за создание многих органических соединений, но и за болезни, гниение и брожение.

Благодаря Луи Пастеру стало понятно, что микробы, вызывающие септицемию и гангрену, - одни из многих инфекций, которые раньше опустошали больницы, где почти треть женщин когда-то умирала от родовых инфекций. Благодаря Пастеру были разработаны методы уничтожения микробов и борьбы с загрязнениями и инфекциями.

Музей Пастера в Париже
Музей Пастера в Париже

Даже посмертно Луи Пастер был готов удивить мир

Останки Луи Пастера были захоронены в Институте Пастера. И вот ироничный поворот: в 1940 году, когда немецкие войска оккупировали Париж, нацистский офицер, обыскивая Институт Пастера, потребовал открыть гробницу Луи Пастера. Французский солдат, охранявший ее, отказался и застрелился.

Это был Жозеф Майстер, которого в молодости Пастер спас от бешенства своими экспериментальными прививками.

Сегодня у меня к вам такой вопрос: как вам такая живопись? Интересны ли портреты и история Луи Пастера? Пишите об этом в комментариях!

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

______________________________________________________________________

Читайте также:

______________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊