Сегодня необходимые для здорового питания морепродукты упорно переходят в категорию деликатесов, о которых простому гражданину можно только мечтать. И в обозримой перспективе ситуация не изменится.
Наверное, все помнят советский плакат: «Заставляйте себя есть черную икру». Так вот в Москве паюсная черная икра стоит от 40 тыс. рублей, икра севрюги — от 100 тыс. рублей, икра белуги — от 150 тыс. рублей.
В обозримой перспективе ситуация не изменится.
Отечественный рыбпром не в состоянии ни насытить внутренний рынок, ни отправлять значительные объемы на экспорт.
30,5% черной икры в России — это импорт.
Инна Гольфанд, партнер Strategy Partners, считает, что любой предприниматель, желающий заняться разведением осетровых рыб и производством икры, первым делом столкнется с конкуренцией с китайскими производителями. И победить в этой борьбе сегодня очень непросто.
В 2005 году ввели мораторий на вылов осетровых. Поэтому в России разрешено производить черную икру только в осетровых аквакультурах. Активное строительство садков для разведения осетровых пород рыб началось лишь в 2015–2016 годах. Ферм, которые производят икру, в России мало: для того, чтобы создать ферму, уходят годы, это влечет большие риски. Поэтому объемы современного рынка черной икры пока что не могут обеспечить внутренний рынок.
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются российские осетровые аквакультуры, — это проблема масштаба ферм. В Китае построено множество крупных современных УЗВ, что позволяет реализовывать продукцию по более низким ценам за счет эффекта масштаба, а также экономии на низкокачественных кормах. Также в России по-прежнему остается проблема браконьерства, зависимость от иностранного оборудования, технологий и корма.
Остается только надеяться на то, что рано или поздно найдется достаточное количество смелых предпринимателей с деньгами, которые рискнут и вложатся в крупное производство. Но на это уйдут годы. Например, осетровая ферма в подмосковном Пушкино существует уже несколько лет, но на производство икры планирует выйти только к 2026 году.