Найти в Дзене
История и культура Евразии

Взятие русскими войсками Озерищ в 1564 году - или ротмистр это важная птица

Оглавление

Зима на носу! Сын боярский Карп Жеребятичев легонько ткнул мерина. Тот послушно потрусил вперед. К крепости Озерище, где засел польский гарнизон. Он не давал проходу царевым людям к Полоцку.

Городок обложили. Пушки били огненным нарядом. Внутри крепости полыхало так, что русские ратники не решались приблизиться к нему ближе чем на 300 шагов.

Осада крепости Озерище. Миниатюра из Лицевого летописного свода
Осада крепости Озерище. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Как держались там ляхи, было уму не постижимо. Но Карп воевал с первых дней этой войны и хорошо знал упорство немчинов и ляхов. Правда оно было только до тех пор, пока был припас. Если у ляха была горилка, то он мог бы продержаться даже в геене огненной. Пока у немца был огневой припас он пока не отстреляется, то руки поднимать не будет. Самые крепкие это литвины - эти вообще, ничего кроме своих крепких рук и ног не имели. Их приходилось рубать до корней.

Карп Жеребятичев со своей сотней был пристроен к выходу из города. Ляхи уже не отстреливались. Если он правильно разумеет, то готовились к прорыву из города. Вначале, конечно опустошив все сусеки от винных запасов.

Ждать пришлось долго! Дождались! Ворота открылись и оттуда пыхнуло таким жаром, что поместники отскакали подальше. Этим и воспользовались ляхи. Ляхи выкатывались из ворот горящего городка как черти из преисподней. Дав залп с пищалей, они повалили толпой по направлению к Полоцку.

Татарская конница густо обсыпала их стрелами, но приближаться не стала. Умно поступили! А вот поместники решили взять ляхов на копье. И когда подскакали к ним, то получили залп в лица из пистолей.

Голову Карпу обожгло чем-то горячим. Но это ничего. Главное конь был цел. Карп взъярился и с наскока воткнул копье в горло первому поляку. Тот так и остался на дороге, воткнутый в землю. Затем вытащил свой любимый кистень. Срубил одного ляха, и на обратке успел садануть по спине другого, собиравшегося ускакать.

Он собирался затоптать второго ляха копытами лошади, но тот закричал:

  • Поддаише!

Поднаторевший за войну в литвинском, немецком и ляхском Карп понял, что лях просит пощады.

С виду лях был франт. Не простой жолнер.

  • Ты хто? - спросил его карп.
  • Ротмистр панцирной хоругви Мартын Островецкий. Ты панове за меня хороший банк получишь. Не забияй! - просил панове.
«Ротмистр панцирной хоругви», Юлиуш Коссак, 1886 год.
«Ротмистр панцирной хоругви», Юлиуш Коссак, 1886 год.

Карпу не было жалко ляха. Мало ли они его брата порубали. Любили они их на кол сажать. Но уж больно высокий чин. Ротмистры каждый день на дороге не валяются.

Не стал Жеребятичев губить христианскую душу. Правильно сделал! А вот другим ляхам не повезло. Их всех порубали поместники. Никого в живых, кроме ротмистра и не осталось.

Цикл рассказов о Ливонской войне 1558-1583 годов

Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы