В начале июля мы провели комплексный SEO-аудит сайтов 20 частных школ Минска! Часть сайтов мы взяли из выдачи Яндекс и Google, другую часть — из статей-подборок и справочников. В выборке есть, как исключительно школы, так и школы с детскими садами.
После подробного аудита, мы составили рейтинг SEO-оптимизации сайтов. Ознакомиться с ним можно ниже.
Стоит отметить, что рейтинг носит субъективный характер и описывает лишь SEO-характеристики сайтов в нише “Частные школы”. Результаты аудита не имеют никакого отношения к деятельности компаний в целом, а отражают только их представление в интернете.
Для сравнения мы выбрали критерии: индексация, ссылочная масса, оптимизация тегов, микроразметка, репутация (карты), уникальность описаний, разработка (производительность сайта), юзабилити.
Сайт оценивали по каждому критерию, затем считали его суммарную оценку, взвешенную на коэффициент важности критерия. Максимальная оценка — 500 баллов.
Для начала рассмотрим, спрос на услуги частных школ в Яндекс.Вордстат
Взглянем на динамику запроса «Частная школа» в Минске за два года. Пик спроса выпадает на середину лета-начало осени. Это неудивительно: именно в это время родители ищут школу для своих детей.
Теперь рассмотрим главные результаты аудита:
Что важно для индексации?
У 20% сайтов нет файла Robots.txt, у 40% — нет карты сайта Sitemap.xml. А у большей части выборки (60%) обнаружены дубли главной страницы. Т. е. велика вероятность, что есть дубли и у других страниц сайта.
Что делать: Проверьте, есть ли на вашем сайте дубли страниц. Дубли — это страницы с одинаковым контентом, но с разными URL-адресами. Адреса дублей могут отличаться наличием и числом слешей, наличием «www», протоколами https и http и т. д. Примеры: www.privateschool.by и privateschool.by///.
Найти дубли можно вручную: вводить в строку браузера разные варианты адресов страниц. Но гораздо проще найти дубли через специальные сервисы: serpstat, be1.ru, Netpeak, PR-CY и т. д.
Если найдёте дубли, скройте их от индексации в Robots.txt. Это к слову о том, зачем он нужен.
Если ваш сайт входит в 20%, у которых нет Robots.txt, срочно внедрите его совместно с вашим SEO-специалистом.
Ссылочная масса сайтов выборки
У большей части сайтов всего до 50 ссылающихся доменов. На фоне лидера, у которого насчитывается 209 ссылающихся ресурсов, этого мало.
Что делать: Постепенно наращивайте ссылочную массу. Делайте это, даже если она у вас относительно большая. В вопросе ссылок нет их максимального и оптимального значения. Главное, что их должно становится больше.
Но, если вы пока не занимались наращиванием ссылок, будьте осторожны. Не начинайте резко закупать сотни ссылок. Google и Яндекс заподозрят ваш сайт в искусственной активности и отправят в бан.
Начните с малого — с одной ссылки в неделю. Через месяц ставьте по две и так далее. Иногда ссылок можно ставить меньше, иногда больше.
Ссылки можно покупать, как мы отметили выше, а можно договариваться на бесплатное размещение с владельцами сайтов. Это называется линкбилдингом. Если вам интересно, что это такое, читайте нашу статью про современные методы линкбилдинга.
Наличие микроразметки
Микроразметка Schema есть только у 35% сайтов. OpenGraph — у 65% сайтов.
Что делать: Напрямую микроразметка не влияет на ранжирование. Но косвенно она влияет на трафик. Сниппеты с микроразметкой (объявления в поисковой выдаче) выглядят симпатичней. На них хочется кликнуть в первую очередь. Т. е., иначе, CTR таких сниппетов выше.
Вы можете разметить и вывести в сниппеты адрес, фото классов, оценку и количество отзывов из справочников, цены, время работы и т. д.
Оптимизация тегов
Оптимизированный тег — это тег, который: а) содержит ключевые слова и описывает, о чем страница; б) не слишком длинный и не слишком короткий (т.е. который занимает много места в сниппете, и важная информация в конце не обрывается).
Чтобы было проще сравнивать, оптимизированы Title и Description или нет, мы смотрели только на их длину на главной странице.
По опыту наших SEO-специалистов оптимальны значения: 50−100 символов для Title и 150−270 символов для Description. Их мы и выбрали в качестве эталонных.
В нашем исследовании тег Title на главной оптимизирован только у 30% выборки, а Description — у 35%.
Распространенные ошибки тегов: Title и Description дублируют друг друга, они пустые, текст не описывает контент страницы.
Ещё важно, чтобы на странице был один главный заголовок H1. Он есть только у половины сайтов выборки (*на главной странице сайта).
Что делать: Пропишите теги и заголовки на все страницы сайта, которые должны индексироваться (т.е на страницы, которые будут видны Google и Яндекс). Поисковые роботы в первую очередь считывают именно их.
В текстах тегов и заголовков используйте ключевые слова, по которым вас ищут («частная школа», «Средняя школа», «Частное обучение» и т. д.). Но не переборщите: теги должны быть читаемыми не только для роботов, но и для человека.
Чтобы сделать description более симпатичным и кликабельным, прибавьте ему яркости с emoji. Кстати среди сайтов выборки emoji в тегах мы нашли только у одного представителя!
Отзывы в справочниках
Если говорить в целом, то отзывов у рассмотренных школ мало. У большей части школ всего до 10 отзывов в Яндекс и столько же в Google.
Что делать: Начнём с того, что несколько месяцев с февраля 2022 Google не публикует отзывы на белорусские компании на картах. Единственное, что вы можете сделать — это попробовать создать и заполнить новый аккаунт, если у вас его нет.
Если аккаунт уже есть, ведите его: добавляйте новое фото, обновляйте информацию, делайте новостные записи. Google будет лучше ранжировать «активные» карточки компаний.
С Яндекс.Бизнес тоже не все просто. Он работает в прежнем режиме, но иногда не публикует отзывы. Это связано с модерацией. Поэтому важно, чтобы на вашу компанию в Яндексе оставляли отзывы только реальные клиенты. Яндекс может отклонить отзыв, если его автор никогда не был в вашей школе физически.
Вывод один: ненавязчиво просите ваших клиентов оставлять отзывы. Вот несколько вариантов, как тактично просить отзывы:
- Повесьте на входную дверь лист с QR-кодом на вашу организацию в Яндекс и напишите призыв к действию;
- Давайте родителям вместе с документами небольшие рекламные листовки с тем же QR-кодом;
- Если делаете email-рассылки, упоминайте в конце письма про возможность оставить отзывы на картах.
Производительность сайтов
Производительность мы оценивали с помощью баллов производительности PageSpeed Insight. Хорошим считается результат от 80 баллов, удовлетворительным — от 50 до 80 баллов, плохим — до 50 баллов.
По результатам аудита на десктопе преобладают сайты со средней производительностью. До 50 баллов набрали всего 15% выборки.
На мобайле ситуация иная: у 70% сайтов производительность низкая. Всего у 5% она высокая.
Что делать: Чтобы сайт работал «шустрее», уберите лишние плагины и счетчики, проверьте код на ошибки, смените тарифный план хостинга или хостинг-провайдера, сожмите изображения.
Большие высокопиксельные изображения долго грузятся, хотя человеческий глаз не всегда замечает разницу в качестве. Поэтому большие изображения можно смело уменьшать. Как делать это правильно, читайте в нашей статье.
Разработка и Usability сайтов
15% сайтов не пригодны для просмотра с мобильного телефона. У 20% — нет SSL-сертификата. У 45% сайтов полностью или частично не кликабельны номера телефонов и иконки социальных сетей в мобильной версии сайта.
Что делать: Позаботьтесь, чтобы на вашем сайте была адаптивная вёрстка. Т. е. надо, чтобы на телефоне открывался тот же контент, что и на десктопе, но в виде, пригодном для небольшого экрана. Например, на компьютере у вас может быть 4 небольших блока преимуществ в строку. Для мобайла это не годится. На телефоне эти же преимущества должны быть расположены в столбец.
Не допускайте ошибок на мобильной версии сайта: слишком мелкий шрифт; кнопки, на которые трудно нажать; контент сайта шире экрана телефона.
Если хотите узнать, есть ли какие-то ошибки на вашем на сайте, воспользуйтесь сервисом проверки от Google.
Обязательно добавьте ссылки на все номера телефона в формате: «tel:+375 291 234 567». Так они станут кликабельными. Можно также сделать ссылку на электронную почту в формате «mailto:vashapochta@site.by».
Когда будете ставить ссылки на иконки социальных сетей, делайте так, чтобы они открывались в новой вкладке браузера.
Со всеми школами так или иначе можно связаться: посмотреть контакты, позвонить, написать. А вот оставить заявку, чтобы не клиент звонил, а позвонили ему, можно только на 65% сайтах.
Заказ звонка в шапке сайта мы нашли только у 10% сайтов.
Что делать: Добавьте на сайт целевое действие, если его нет. Это может быть «Оставить заявку», «Записаться на занятия», «Получить консультацию» и прочее. Формулировка может быть разная, а суть одна — на сайте должна быть форма обратной связи. Т. е. потенциальный клиент приходит на сайт, заполняет форму, а вы перезваниваете ему.
Заказ звонка в шапке сайта работает по такому же принципу. Желательно внедрить и его. Тогда клиент сможет связаться с вами в любой точке сайта, и ему не придётся скроллить страницу и искать форму заявки.
Заключение
По результатам нашего исследования у всех сайтов есть точки роста. Это видно баллам в рейтинге. А если хотите получить рекомендации конкретно по вашему сайту, обращайтесь к нам. Наши менеджеры по развитию бизнеса проведут комплексный аудит сайта, составят индивидуальный план продвижения.