Найти в Дзене
Наталья Смирнова

Надо ли начинать учить английский язык до школы⁉️

Видимо пора поговорить с вами на эту тему и рассказать о моей позиции на этот счёт. Ставим лайк, так как тема острая.

Если вы читаете мои посты, то уже заметили, что я пишу в них о своем опыте. Для меня очень ценно то, что я его имею, поэтому делюсь с вами тем, что осознала сама. Кроме опыта, моя позиция основана на наблюдениях и чтении литературы. Никогда не имела привычки делать выводы сразу, поэтому всегда стараюсь максимально разобраться в чем-то сама, до того, как об этом писать. 

🤔На чем будет основана моя точка зрения по данному вопросу? На моих наблюдениях как мамы, учителя, директора учебной организации, которая учила детей дошкольников, а ещё человека постоянно читающего книги и смотрящего интервью о том, как устроен наш мозг. 

Надо ли учить детей дошкольного возраста английскому языку? 

Да и нет, но склоняюсь к тому, что для большинства людей, которые живут в России и выберут типичный английский для дошкольников, нет. Увы, на сегодняшний день все образование превращено в бизнес, занятия с детьми стали способом заработать деньги. 

Кто учит дошкольников и открывает дошкольные программы английского? Часто те, кто совсем не понимают то, что они делают. В детские сады на работу берут всех подряд, так как детей много, а специалистов не хватает. Воспитатели в детском саду переучиваются или получают высшее образование уже в процессе работы с нашими детьми. Детей, которые получают в садике гармоничное развитие мало. Вы сейчас начнете говорить, что ребенку нравится в садике. Я не про это. Я про развитие. Уход за детьми и развитие детей - это разные вещи. Я про развитие. Мало, кто из родителей поймет сейчас то, о чем я говорю, так как это очень узкоспециализированная тема, вам реально трудно в ней разобраться. Да и цели чаще всего семья ставит уходовые перед детским садом. Задача родителя найти место, где ребенку будет хорошо, бесспорно важна и приорететна. Но раз уж разговор на тему дошкольного английского, то вникайте в сложную тему. Кстати, учёные говорят, что это полезно для мозга. 

✔️Вернёмся к качеству преподавания английского языка в садике. Хорошо помню огромную разницу между тем, как в садике была выстроена работа воспитателей в группе у дочери - калейдоскоп сменяющихся дилетантов, даже не понимавших, что такое развитие ребенка, и работа в группе у сына. Результаты и процессы были разными. У сына лучше, конечно. Его воспитатели были мамами детей, которые уже учились в школе, то есть они видели то, что будет дальше, поэтому работали с детьми не на момент только, а с вектором развития на будущее. Я тепло и уважительно относилась к ним. Спасибо им большое, я ценила и ценю их труд. А у Кристины воспитателями были кто попало, в том числе и девушка, которой исполнилось 25 лет уже после того, как Кристина выпустилась. У нее не было своих детей, а ещё не было никакого понимания о развитии детей, ни вектора их развития на будущее. 

🔹Что же касается учителей английского языка для садиков, так их вообще нет, в наших вузах их не готовят. Ко мне в один год на работу пришла устраиваться учитель английского языка после работы воспитателем в садике. На счастье я смогла выяснить информацию о ней не только из ее резюме, но и из садика, где она работала. Ребенок в ее смену получил травму руки, но узнали о проблеме родители, только забрав его вечером. Ребенок рыдал от боли, но воспитатель не заметила этого. Конечно, у меня в центре она никогда не работала. 

Все те люди, которые учат наших детей английскому языку в дошкольном возрасте, это чаще всего либо просто учителя английского языка, либо вообще не учителя. Просто область такая, что тут ни контроля, ни качества не предъявить. Руководители детских развивающих центров и садов редко, когда сами хотя бы чуть чуть знают английский язык. Просто так модно, вот и ставят эти программы. Вот так учить английскому языку не надо. Ради моды английский не учат. 

Около 15 лет назад, когда я ещё не была мамой, я открыла свой центр иностранных языков, где была программа работы с дошкольниками. Почему она появилась? Потому что у моей близкой подруги тогда был сын дошкольник. Вы мое отношение к друзьям знаете, я хороший друг. Программа появилась и у меня в центре. Время было такое, что мода на дошкольное ранее развитие только зарождалась. Родители, которые приводили ко мне своих детей, были ответственны и серьезны, они воспринимали обучение как обучение. Дети имели учебники, делали дз, занимались на уроке, но конечно, занятия были адаптированы под их возраст. То есть мой старт работы с этой программой был на серьезной ноте. Было очень сложно как подготовить учителя, так и контролировать его работу. 

За много лет проведения занятий для дошкольников я видела очень много всего, начиная с того, что к началу школы можно было реально хорошо подготовить ребенка к школе по английскому, до того, что собственно и заставило впоследствии отказаться от работы с этой программой, до остановки дополнительного обучения детей после начала их занятий в школе. Именно этот финальный результат заставил меня пересмотреть свое отношение к дошкольному английскому. Родители воспринимали занятия дошкольным английским как подготовку к школьному английскому, которую можно окончить, когда ребенок пойдет учить английский язык в школе. А вот это в корне не верно. 

☝🏻Работа с детьми дошкольного возраста по английскому языку очень сложна, если относиться к ней серьезно. Найти хорошего учителя, а скорее создать его для дошкольного английского - сложная задача. Но зачем дошкольный английский нужен, если при старте школы родители бросят наши дополнительные занятия? В таком варианте он не нужен совсем. Это потеря времени учителя и просто досуг для родителей и детей. 

Досуг⁉️ Да. И это плохо. 

Когда обучение детей дошкольного возраста - это досуг, то им потом не начать нормально учиться в школе. Понимаете, стирается граница между тем, что урок в школе отличается и идёт по своим правилам. Последние годы в школах ещё домашнюю работу не задают в первом классе, что ещё больше стирает разницу между школьным и дошкольным обучением. Итог, ребенок не способен учиться в смысле понимания самого процесса обучения, так как воспринимает его как досуг. Также воспринимают уроки в школе и многие родители. Главное, чтобы детям было интересно, говорят они. Но ведь обучение - это научение, оно базируется на других принципах. Самое главное в нем - это труд для достижения цели, а не удовольствие как самоцель. Удовольствие - это попутный результат обучения у хорошего учителя, но смысл обучения в зубрежке и погружении. Дошкольные уроки будут эффективны и продаваемы, если построены как досуг, особенности возраста. Это приводит к конфликту понятия урок в голове ребенка. Да и желание родителей сначала занять ребенка английским, чтобы не был без дела, а потом отдать работу с этим сложным предметом на откуп школе тоже не дают смысла дошкольному английскому. 

Понимаете, вопряки тому, что вам обещают в рекламе и сказках, в нашей жизни есть правила, о которых многие не знают, но незнание не говорит о том, что правила перестают существовать. Это касается очень многих сфер, но очень важно знать в первую очередь о физиологии человека. 

Совсем недавно я делала пост о лобных долях мозга, которые отвечают за нашу самостоятельность, ответственность и самоорганизованность. Даже, если вы о них не знаете, это не значит, что их нет. 

🔹Так вот дошкольник - это развивающийся мозг, школьник - это развивающийся мозг и даже студент - это развивающийся мозг. На самом деле даже любой взрослый работник - это развивающийся мозг. Учёные уже доказали, что человек способен учиться и менять себя на протяжении всей жизни. Поэтому обучение должно быть непрерывным, оно вообще в жизни человека не должно заканчиваться никогда. Это даст человеческому мозгу адаптивность и уживчивость с миром. Так что тогда дошкольный период - это развитие в большей степени, чем результат. Хотите от вложений в него получить результат, не бросайте это после начала школы. 

Но по опыту своей работы я знаю , что ни денег, ни усилий на такую долгую дистанцию у родителей нет, хороших программ мало, поэтому начинайте учить английский в 7-8 лет. Это не поздно.