Татьяна Григорьевна Назаренко – ныне практически уже классик советского и российского искусства. Она начинала в 70-е годы, и тогда ее картины были полны тонкого лиризма и скрытого свободомыслия.
Позднее лиризм постепенно ушел из ее работ, а гротеск все больше прогрессировал. В 90-е годы в ее живописи появляется почти карикатурность, за которой - слом всех прежних ценностей, изменение самого строя жизни.
Суровая правда жизни в «эпоху перемен» нашла свое отражение в масштабной серии работ, которую художница назвала ПЕРЕХОД. Это несколько десятков вырезанных в натуральную величину и натуралистично раскрашенных фанерных фигур, изображающих обитателей подземных переходов, где в «лихие 90-е» старухи, молодухи, пропойцы, пройдохи и калеки торговали чем попало, «играли музыку», просили милостыню, общались…
Если до этого проекта художница рисовала только на холсте, то теперь она сама совершила резкий переход, в частности, к другому материалу – фанере, вышла из иллюзорного пространства картины в пространство реальное. Это был смелый шаг для нее, которая работала до этого в академической манере.
Разглядывая обитателей «Перехода», сразу и не скажешь, как к ним относится художник: любит она их или презирает, сочувствует или посмеивается. Больше похоже на беспристрастность, объективность стороннего взгляда… Некоторые персонажи – откровенно гротескные, другие - трагические, большинство - печальные и серьезные одновременно. Многие явно не с желанием и удовольствием вышли на свой пост. Зрителю ясно, что перепродажа водки, сигарет, газет – лишь жалкий приработок к пенсии, печальная и скорбная необходимость эпохи перемен. За каждым образом угадывается скорбная и волнующая человеческая история… Высказывание художника было настолько правдивым, что, как рассказывают очевидцы, некоторые зрители специально шли на выставку, чтобы найти в «Переходе» себя или своих знакомых.
Вскоре это время закончится, торговля в переходах – тоже. А память о нем останется в книгах, картинах и фильмах эпохи перестройки.
Татьяна Назаренко в одном из интервью говорила: «Раньше зрители думали, что мы, художники, показываем какую-то фигу в кармане. Вроде так полагалось. Но никакую фигу я никогда нигде не прятала. Просто писала то, что видела вокруг. Главное для художника — передать время через свои ощущения. Именно свои! И если я писала алкоголиков, стоящих со стаканами, то они действительно стояли. И никаких глубоких подтекстов».
Инсталляция «Переход», впервые экспонировавшаяся в Москве еще в1996-ом, имела большой успех и позднее выставлялась во многих странах Европы. Многие из фигур в разное время появились на рынке произведений искусства и теперь занимают свое место в музеях и частных коллекциях.