Перед вами - хлопковое поле. А вот эта самая белая масса - не что иное как самая обыкновенная вата. То есть, практически, чистая целлюлоза.
Вопрос: можно ли её растворить?
Оказывается - можно, если у вас есть РЕАКТИВ ШВЕЙЦЕРА - водный раствор гидроксида тетрааммиаката меди [Cu(NH3)4](OH)2.
Получить его довольно просто: надо взять свежеосаждённый гидроксид меди и растворить его в водном растворе аммиака. Получится тёмно-синий раствор тетракоординированного комплексного аммиаката.
Правда, в сухом состоянии это соединение очень нестабильно и взрывоопасно, но зачем же доводить его до такого состояния? Всем мы в сухом виде взрывоопасны.
В далёком 1857 году швейцарский учёный Матиас Эдуард Швейцер открыл замечательное свойство гидроксида тетрааммиаката меди - растворять целлюлозу, крахмал, инулин и другие незамещённые полисахариды. Правда, с хитином это не получилось, а жаль.
Швейцер сразу же понял: если что-то в чём-то растворяется, значит, это что-то можно затем из раствора извлечь. И предложил использовать свой реактив для промышленного производства целлюлозных волокон: раствор подаётся в погружённые в водяную ванну фильеры, там комплекс гидролизуется с образованием целлюлозных волокон, которые затем вытягиваются и сушатся. Эта технология получила название "медно-аммиачный метод".
Вот только сам Швейцер детально разрабатывать технологию и патентовать не стал, это сделал в 1890 году французский химик Луи-Анри Деспейсси.
Правда, с появлением вискозного метода, как более простого и дешёвого, медно-аммиачный утратил актуальность, тем не менее, в некоторых странах он примеряется до сих пор - например, в Японии. А соединение "купрофан" - целлюлозная мембрана, полученная таким способом, использовалось после Второй мировой войны в диализаторах.
Вы спросите: какой же смысл растворять ту самую хлопковую вату, чтобы получить хлопковые же волокна, куда проще использовать натуральное волокно. Совершенно верно, но ведь "была бы курочка - приготовит и дурочка", то есть с настоящим хлопком сделать натуральный коттон не составляет никакого труда. Проблема как раз в том, что хлопка может не быть, зато целлюлоза есть везде, например, в древесных опилках, однако из них ткань не создашь. А вот если древесную целлюлозу перевести в раствор, то потом из неё можно вытянуть искусственные нити, похожие на хлопковые. Либо медно-аммиачным методом, либо вискозным (обработка древесины сначала гидроксидом натрия, а потом сероуглеродом).
Проба с реактивом Швейцера также применялась для определения вида целлюлозных волокон: под воздействием реактива у волокон различного происхождения (хлопок, лён, пенька) наблюдаются различные картины набухания, что при микроскопическом наблюдении позволяет определить вид волокна.
К сожалению, фото швейцарского химика Маттиаса Эдуарда Швейцера (8 августа 1818 – 23 октября 1860) найти не удалось. Да и информации о нём не так много. Известно лишь, что он учился в Цюрихском университете, работал ассистентом в Цюрихском политехническом институте, занимался анализом различных минералов, читал лекции, преподавал химию в Высшей промышленной школе в Цюрихе.
Вот, собственно, и всё...